УДК 80

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИТАТИВНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Леонтьева Анастасия Сергеевна
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева
студентка 1 курса спец. «Изобразительное искусство»

Аннотация
В этой работе рассматривается имитативный метод как необходимый метод в работе учителя начальных классов. Анализируется, как имитативный метод используется на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах. В данной статье показано, какие виды имитативного метода используется учитель в своей работе.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Леонтьева А.С. Использование имитативного метода на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/07/92990 (дата обращения: 21.01.2022).

Имитативный метод является вспомогательным приемом в работе учителя начальных классов на уроках русского языка и литературы. Такой метод предполагает обучение по образцу. В некоторых учебных программах такой метод используется довольно часто. По образцу дети работают над повествованием, делают аннотации прочитанного и т.д. Пересказы и письменные изложения способствуют улучшению памяти учащихся, их внимательности, воображения.  Но такой метод не может быть достаточным, он лишь может подготовить учащихся к использованию в своей работе других методов.

Имитационный метод является методом подражания учителю, т.е. воспроизведение сказанного, прочитанного, услышанного. Поэтому на учителя накладывается огромная роль и значимость в этом подходе к обучению. Ему необходимо в свою очередь следить за своим произношением, интонацией, ударением, в соответствии с нормами литературного языка, ведь учитель для младшего школьника является авторитетом, и он часто старается повторить за учителем произношение, артикуляцию, мимику.  Также имитативный метод, представляет собой обучение «по образцу». Но необходимо не забывать, что такой метод предполагает не пустое заучивание и воспроизведение, это уже будет являться догматическим методом, а осознанное действие. Имитативный метод предполагает познавательную активность, самостоятельность, чем и отличается от догматического метода. В работе «по образцу» применяется языковой анализ и синтез, делаются первичные обобщения. Метод обучения «по образцу» предполагает:

  • Пересказ литературных произведений;
  • Составление предложений по типу данного, по схеме;
  • Обучение произношению и интонациям;
  • Выразительное чтение стихотворений по примеру взрослого;
  • Сочинение рассказов по аналогии с прочитанным.

Имитационный метод является эффективным методом формирования фонематического слуха, особенно на этапе начального обучения.[1, с. 60.] По словам А.Ф. Бойцовой, имитация или подражание образцовой речи, является одним из основных методов обучения произношению

Виды имитативного метода.

Этот метод сопутствует школьника в течении всего начального периода обучения на уроках русского языка. Начиная с уроков письма, где дети, методом запоминания, подражая учителю, выводят буквы. При изучении орфографии применяется в основном для усвоения слов, правописание которых мы не можем проверить. Сюда могут входить различные диктанты (зрительные, самодактинты), различные виды списывания, использование наглядности (памяток, плакатов), буквенное проговаривание, использование словарей, письмо с опорой на зрительную и рукодвигательную память.

Существует различные виды работ имитативного характера, сюда можно отнести: пересказ, изложение, сочинение, отработка интонации, паузы, ударения и т.д.

1. Пересказ.

Пересказ является одним из видов работы имитативного характера. При знакомстве учащихся с этим видом работы дети изучают его структуру, как его писать и по какому плану.

2. Сочинение.

На уроках литературного чтения чаще всего пишут сочинения по прочитанному, выражая отношение к произведению, эмоциональный отклик.

3. Изложение.

Изложение – это один из приемов развития связной письменной речи учащихся, направленный на формирование умения логически и грамматически правильно, без искажения пересказывать чужую мысль

4. Выразительное чтение стихотворений по примеру взрослого.

Прежде чем учитель дает задание выразительного чтения учеником, сначала проводит анализ этого стихотворения, чтобы дети могли понять его эмоциональную окрашенность, так им легче будет воспроизводить текст.

5.Списывание.

Основным в работе ученика является осложненное списывание. Оно представляет собой списывание со вставкой пропущенных букв, с изменением форм слова, с дописыванием частей слова и целых слов.

Примером может служить выписывание из текста наречий и группировка их по указанным учителем признакам. Так, встретившиеся в тексте наречия (в)верху, (во)время, (в)одиночку, (в)обрез ученик выписывает в две колонки: а) слитное написание наречий, б) раздельное написание наречий.[2, с. 112.]

Упражнения имитативного характера на уроках русского языка и литературного чтения в 1-4 классах.

2 класс.

1.В данном задании используется осложненное списывание со вставкой пропущенных букв, причем на различные типы орфограмм.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Докажите что все слова записали правильно.

Гн..здо в..роны – ворон..е гн..здо, варен..е из м..лины – м..линовое варен..е, ветка с..сны – с..сновая ветка, бере.. моря – м..рской бере.., м..тро в М..скве – м..сковское м..тро, м..розы в ф..врале – ф..врал..ские м..розы.

3 класс.

2. В данном упражнение используется такой вид имитативного метода, как изложение по вопросам, данные в учебнике.

Прочитайте.

Елочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листву.

Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбкам.

И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

Пользуясь памяткой 7 (с. 147), напиши изложение текста по вопросам:

  1. Когда появилась ёлочка?
  2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?
  3. Какая стояла ёлочка?

Таким образом, имитативный метод включает в себя несколько составляющих: он является как обучением по образцу, так и методом подражания учителю. Метод предполагает не пустое заучивание и воспроизведение, это уже будет являться догматическим методом, а осознанное действие. Имитативный метод предполагает познавательную активность, самостоятельность, чем и отличается от догматического метода. Такой метод является важным в обучении детей, сопровождая его на протяжении начальных классов.

В своей работе я постаралась раскрыть виды имитативного метода на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах, их особенность и применение. Проведя эту работу, хочу сделать вывод, что анализируемый мной метод является ведущим в начальных классах. В процессе анализа учебников можно было заметить, что большинство заданий касаются именно «обучению по образцу». На уроках русского языка частым видом этого метода являются упражнения направленные на списывание, в основном осложненное, работа с памятками. Первые задания по новым темам почти всегда выполняются по приведенному в учебнике образцу. А на уроках литературного чтения таким упражнением является пересказ различных видов. Также на уроках литературы дети часто работают со стихотворениями, которые благодаря этому метод развивают у них умения правильно ставить интонацию, тон,  развивает память и мышление.


Библиографический список
  1. Скоробогатова, А.И. Методика развития речи : учебное пособие / А.И. Скоробогатова ; Институт экономики, управления и права (г. Казань), ф. Психологический, Кафедра педагогической психологии и педагогики. – Казань : Познание, 2014. – 119 с.
  2. Власенков, А.И. Методика обучения орфографии в школе / А.И. Власенков. – 2-е изд. – Москва : Русское слово — учебник, 2012. – 233 с.
  3. Горецкий В. Г.: Русский язык / Горецкий В. Г., В. П Канакина 2 класс. – М.: Просвещение – Учебник. В 2-х частях.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Леонтьева Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация