Дистанционное обучение – процесс обучения, построенный на взаимодействии учащихся с преподавателем на расстоянии с сохранением всех присущих обучению компонентов и с применением интернет-технологий или других интерактивных сред.
Дистанционное обучение нашло применение как в высших учебных заведениях, так и в учреждениях среднего общего и начального образования. Удаленное образование имеет ряд преимуществ, некоторые из которых являются идентичными независимо от ступени образования.
Достоинства дистанционного обучения в вузах:
- Затраты на обучение снижаются. Самым бюджетным образованием в России является дистанционное, так как сокращено до минимума время работы преподавателей, не требуется печатных методических материалов и пособий, сокращаются затраты на содержание учебного заведения и преподавателей.
- Сокращается время обучения, позволяет не пропускать занятия.
- Гибкий график работы. Студент сам распоряжается своим временем и загруженностью, составляет график работы.
- У студента нет привязки к месту жительства, достаточно иметь компьютер и высокоскоростное, стабильное Интернет-соединение.
- Студент может совмещать учебу с основным видом деятельности.
- Возможность заниматься с любимым количеством человек.
- Спокойная обстановка. Отсутствие субъективности в оценки знаний, снижение уровня стресса при сдаче экзаменов и зачетных работ.
- Высокие результаты. Данный вид обучения в некоторых моментах превосходит традиционную форму обучения, имея в своей основе индивидуальный подход. При самостоятельной работе студент глубже понимает материал, успешнее применяет теоретические знания на практике, проявляет больший интерес из-за применения современных технологий, есть возможность получить ответ на каждый свой вопрос.
Плюсы дистанционного обучения в школе:
- Применение игровых заданий. Использование интерактивных технологий позволит применять в процессе обучения геймифицированные задания, что позволяет разнообразить и внести в уроки элемент здоровой конкуренции.
- Уютная и домашняя обстановка. Некоторые учащиеся некомфортно чувствуют себя в школе из-за «давящей» атмосферы, конфликтов с учениками или учителями, удаленное обучение позволяет избежать данное явление.
- Позволяет не пропускать занятия в связи с плохим самочувствием или болезнью.
- Всю необходимую информацию можно найти в электронных библиотеках и информационных порталах.
Как и любая форма обучения дистанционное имеет ряд недостатков на любой ступени образования, некоторые из которых так же могут совпадать.
Недостатки удаленного образования в вузе:
- Для успешного обучения необходимы самоконтроль, развитая сила воли и чувство ответственности.
- Навыки общения не развиваются, так как взаимодействие с людьми (преподаватели, одногруппники) сведено к минимуму.
- Отсутствие «живой» практики, без которой сложно в полной мере освоить специальность.
- Проблемы идентификации, практически невозможно проверить, сам ли студент выполнял задания.
Минусы дистанционного обучения в школе:
- Некоторые учащиеся не способны концентрироваться самостоятельно, без стороннего контроля.
- Недостаток личного общения, в школьном возрасте на первый план выступает общение со сверстниками.
- Отсутствие положительных «побочных эффектов». Обучаясь удаленно, ученик не получает сопутствующих навыков традиционной формы обучения: тренировка скорости письма, развитие механической памяти и т.д
- Зависимость обучающихся от технических средств, которые могут сломаться, отключится и т.д
Таким образом, дистанционное обучение имеет больше преимуществ, число которых с каждым годом увеличивается. Но большинство преподавателей все же придерживается мнения, что дистанционное обучение еще не в состоянии в полной мере заменить традиционную форму обучения.
Библиографический список
- Информационные технологии в образовании : учебное пособие / сост. В.В. Журавлев ; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2014. – 102 с.
- Красильникова, В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учебное пособие / В. Красильникова ; Оренбургский государственный университет. – 2-е изд. перераб. и дополн. – Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2012. – 292 с.
- Кузьмина Л. В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Вестник Московского университета МВД России – 2012 – 3с.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 04.06.2020)