МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ПАССАЖИРСКОЙ СТАНЦИИ

Николаева Дарья Георгиевна
Урaльский госудaрственный университет путей сooбщения
студент кафедры «Станции, узлы и грузовая работа»

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению методов исследования функциональной надежности пассажирской станции при технологических сбоях. Она несомненно актуальна в наше время, так как перевозка пассажиров стоит в приоритете для компании ОАО «РЖД». Технологические сбои на станции снижают её работоспособность и могут привести к несоблюдению графика пассажирских поездов, массовым задержкам и, как следствие, к большим экономическим потерям.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Николаева Д.Г. Методы повышения функциональной надежности пассажирской станции // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92545 (дата обращения: 17.04.2024).

Пассажирская железнодорожная станция является раздельным пунктом сети железных дорог, осуществляющим обслуживание пассажиров, подготовку подвижного состава к перевозкам и организацию движения пассажирских поездов.

Проанализировав работу некоторых крупных пассажирских станций, выявлены какие технологические сбои:

  • неправильное пользование работниками техническими средствами или другими словами человеческий фактор;
  • неисправность локомотива или мотор-вагонного подвижного состава;
  • неисправность железнодорожного пути и его устройств;
  • возникновение неисправностей узлов и деталей вагона;
  • неисправность устройств железнодорожной автоматики и телемеханики;
  • нарушение нормальной работы устройств электроснабжения;
  • неисправности устройств, средств, сооружений и систем железнодорожной технологической сети электросвязи;
  • сход подвижного состава.


Рисунок 1. Частота возникновения неисправности на пассажирских станциях

Исключить полностью технологические сбои нельзя, но можно снизить ущерб, который они могут нанести.

Существует несколько методов по исследованию функциональной надежности и уязвимости станций.

Первый подход – это аналитический, в котором ЭВМ применялось в случае вычислителя по аналитическим зависимостям. Разработкой данного метода занимались Бахвалов Л., Бусленко Н. П., Быкадоров А. В., Вагнер Г., Вентцель Е. С., Поттгофф Г.

Другой поход – графоаналитический, чаще всего это построение суточного план-графика. Данный метод является очень наглядным. На каждой станции имеется вариантный график, но он не учитывает случайные процессы, которые могут повлиять на технологию работы станции. Графоаналитический метод подробно рассматривают в своих научных трудах Коробьёва Р.Г., Никитин В. Д., Козлов П. А., Козлова В. Д.

Еще один подход – модели теории массового обслуживания. Данный метод не учитывает сложную схему путевого развития станции, а также не отображает управление в системе. Но тем не менее, моделям теории массового обслуживания уделено много внимания со стороны Клейнрок Л., Кофман А., Крюон Р., Ратина А. С., Рыкова А. Л., Сотникова Е.А.

Самым современным и адекватным методом является имитационное моделирование. Несмотря на сложность, большие затраты трудовых ресурсов и времени, данный метод используется значительно чаще других [1].

Преимущества имитационного моделирования:

  • возможность глубоко учитывать взаимосвязи, взаимодействующие в системе;
  • отображение воздействия внутренней структуры на характер работы модели;
  • возможность ограничения и задания целевой функции для больших систем.

Имитационная экспертиза — системное исследование с помощью экспериментов на модели, позволяющих получить полную характеристику объекта как системы (время нахождения транспортных средств в системе с расчленением по операциям, «узкие места» технологии и структуры, пропускную способность), а также характеристику элементов и их взаимодействия (полную и полезную загрузку устройств терминалов, локомотивов, железнодорожных путей, грузовых и сортировочных устройств); межоперационные простои, возникающие при выполнении операций, задержки из-за занятости устройств [2].

Пассажирская станция является транспортным объектом со сложной структурой, который не поддается строгой формализации и параметры их работы невозможно рассчитать с помощью аналитических формул. Поэтому необходимо построение имитационной модели проектируемых объектов, исследование их работы при помощи проведения экспериментов на модели и комплексная оценка полученных параметров. Установление соответствия параметров объекта заданным в проекте, таким как пропускная способность, время прохождения потока в среднем и по отдельным струям и т. п. является основной задачей имитационной экспертизы.

Также очень важно определить, соответствует ли принятая технология структуры, «узкие места» структуры, качество транспортного обслуживания терминалов и уровень их полезного использования. Результатом исследования должны стать рекомендации по улучшению структуры и технологии пропуска и переработки потоков проектируемого объекта.


Библиографический список
  1. Тимухина Е.Н., Кощеев А.А., Кащеева Н.В. Анализ методов расчета железнодорожных станций // Транспорт: наука, техника и управление. – 2015. – №7. – С. 31–34.
  2. Тимухина Е.Н. Повышение функциональной надежности железнодорожных станций при технологических сбоях : автореф. дис. д-ра техн. наук. – Екатеринбург : УрГУПС, 2012. – 384 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Николаева Дарья Георгиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация