УДК 371.3

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье охарактеризовано понятие правового обучения, проведён анализ исследований в этой области. Авторы проводят анализ сущности правового обучения: выделяют его признаки, характеризуют методику обучения праву как науку.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А. Понятие и сущность правового обучения // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/93932 (дата обращения: 05.12.2021).

Для начала следует заметить, что значимой характерной особенностью обучения праву являются преобладающий характер воспитательных целей и задач правового обучения. Методически продуманное воспитательное влияние на студента и называется правовым обучением, в этом проявляется их различие. Педагогика определяет правовое обучение как самостоятельное важнейшее направление в науке обучения.

Правовое обучение представляют собой целенаправленную деятельность, целью которой является эффективная и результативная передача правовых знаний, умений и навыков юридической техники, правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Согласно учебному пособию «Основы права и государства» правовое обучение представляет собой формирование достаточно полных и систематизированных знаний о праве, правовой деятельности [5].

Исследователь в области правового обучения А.М. Столяренко говорит о том, что правовое обучение является целенаправленным процессом формирования у студентов правовых знаний, навыков и умений. Так, в профессиональном образовании правовое обучение включает в себя квалифицированную подготовку студентов как будущих профессионалов в своей деятельности в области права [6].

Исследователь в области дидактики обучения праву в своей научной статье «Некоторые подходы в преподавании юридических дисциплин» О.Д. Гаспарян говорит о том, что правовое обучение – это способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания [2].

Сущность правового обучения заключается в следующих его признаках:

-                   знание минимума нормативно-правовых актов, которые необходимы для профессиональной деятельности;

-                   формирование у обучающихся правомерного поведения в жизненных ситуациях, в осуществлении различных видов деятельности;

-                   формирование навыков и умений применения средств защиты собственной жизни, знание пределов необходимой обороны;

-                   формирование навыков юридической защиты, знание правил и порядка её осуществления [1].

В ходе правового обучения студенты изучают правовые способы решения конфликтов в окружающем их обществе, формируют своё личностное, индивидуальное правовое сознание. Известный своими трудами о правосознании российский философ И.А. Ильин писал, что нет человека без правосознания совсем, но при этом у большого количества людей правосознание затруднено. Следует отметить тот момент, что исследователь считал, что даже преступное правосознание всё равно остаётся правосознанием [3].

Исследователь в области методики профессионального обучения Кругликов Г.И.  говорит о том, что в основе правового обучения должно быть понятие нормативности. В своей жизнедеятельности каждый человек должен не только усвоить, но и успешно применять нормы поведения, к которым относятся и правовые. Педагог должен осознавать и быть готовым к негативному отношению студентов на попытку сформировать у них ценностное отношение к явлению нормативности. Стереотипы правового поведения так же являются серьёзной проблемой правового воспитания и обучения [4].

В свою очередь, в предмет методики обучения праву входит совокупность разнообразных методик и средств обучения праву, которые способствуют формированию определенных знаний и навыков правового поведения в обществе. Благодаря методике обучения праву улучшается учебный процесс по освоению новых знаний, умений и навыков студентами. При правильном использовании научных знаний, полученных при освоении методики обучения праву, грамотный педагог способен подготовить осуществить квалифицированную подготовку будущих специалистов в области права. На сегодняшний день мы с уверенности может констатировать тот факт, что именно правовые знания позволяют заниматься предпринимательской деятельности, принимать активное участие в политической жизни страны или же просто всегда быть готовым к защите своих прав.

Таким образом, сущность правового обучения заключается в специфике преподавания правовых дисциплин, знании специфических особенностей предметной области. Также важно формирование и развитие у обучающихся правосознания, которое представляет собой осознанное поведение человека в обществе, соблюдение законодательных норм государства. Также специалисту важно знать способы и методы применения юридической техники.


Библиографический список
  1. Бобрышов С.В., Смагина М.В. Методы активизации процесса обучения: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2019. 256 с.
  2. Гаспарян Д. О. Некоторые подходы в преподавании юридических дисциплин // Вопросы науки и образования. 2018. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-podhody-v-prepodavanii-yuridicheskih-distsiplin (дата обращения: 23.05.2020).
  3. Ильин И. А. Собр. соч. В 10 т. Т. 2. Кн. 2. / Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы; худож. Л. Ф. Шканов. — М.: Русская книга, 1993. — С. 379.
  4. Кругликов, Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения: учеб. пособие для СПО / Г.И.Кругликов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2013. – 190 с., ил. – (Библиотечка мастера профессионального обучения). – Гриф Эксперт. совета по проф. образованию (в пер.)
  5. Основы права и государства: учеб. пособие / Под общ. ред. В.М. Ша-фирова; Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2000. – С. 98.   – 8
  6. Столяренко, А.М. Педагогическая системология. Теория, методика, исследования, практика: Учебно-методическое пособие / А.М. Столяренко. – М.: Юнити, 2016. – 192 c.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация