ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ТУРИЗМЕ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Волкова Диана Сергеевна
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Институт истории и международных отношений студент 3 курса направления «Туризм»

Аннотация
Данная статья посвящена анализу развития и изменений транспортного обслуживания в туризме в разрезе исторических и социальных факторов с 1950-х до нашего времени.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Волкова Д.С. Транспортное обслуживание в туризме: вчера, сегодня, завтра // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/11/93721 (дата обращения: 18.04.2024).

Осознание важности транспортного обслуживания в сфере туризма играет важную роль в понимании понятия туризма в целом, ведь туризм всегда был неразрывно связан с транспортом, уровнем безопасности, его скоростью и качеством сервиса, предоставляемого во время путешествия. Соответственно, осознание базовых понятий сотрудничества с транспортными компаниями, взаимодействия с ними в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имущества, сервиса, предоставления скидок и льгот имеет весомое значение для всех участников перемещений [1, c.26]. С течением времени меняется всё, и транспортное обслуживание не исключение. За последние 75 лет в нём самом и отношении к нему поменялось многое.

В 40-х годах XX века транспортное туристское обслуживание не пользовалось спросом в СССР из-за войны и послевоенной разрухи. Транспорт был занят: он успешно решал сложнейшие задачи по перебазированию производительных сил в восточные районы страны, бесперебойному снабжению фронта и тыла всем необходимым. Но уже в 50-60-х годах туризм начинает стремительно развиваться, повышается количество туристических перемещений различными транспортными средствами [2,c.152]. Обратим внимание на статистику общих передвижений, учитывая, что с целью туризма они осуществлялись примерно в 10-15% случаев.

В 1950 году железнодорожным транспортом воспользовалось 116,8 млн. людей, в 1960 г. – 194,7 млн. человек, в 1975 г. – 347,5 млн. человек.

На речном транспорте в СССР в 1950 году было перевезено 53,6 млн. человек, в 1960 – 118,6 млн. и в 1970 г. – 145,2 млн. человек (наибольшее количество речных перемещений осуществлялось по Волге, ставшей тогда крупнейшей водной транзитной магистралью).

Услугами морского транспорта воспользовались в 1950 г. 7,9 млн. человек, в 1960 г. – 26,7 млн. человек, в 1970 г. – 38,5 млн. человек [6].

Таким образом, очевидно, что с каждым десятилетием туризм развивался всё большими темпами, и предпочтение советские туристы отдавали железнодорожному транспорту, так как среди всех он выделялся относительной низкой стоимостью и более высокой скоростью, в отличие от водного транспорта, к примеру [3, c.103]. По уровню сервиса железнодорожный транспорт был примерно на одном уровне с водными видами транспорта. Воздушный транспорт тогда ещё не пользовался особым спросом, так как был не так развит и был дороже остальных.

Сейчас ситуация с транспортным обслуживанием в туризме качественно другая.

Приведём результаты опроса на платформе «Интерфакс», содержащий в себе вопрос: «Каким видом транспорта вам комфортнее всего путешествовать?». Исследование основано на данных опроса интернет-пользователей, путешествовавших по России в течение 2019 года. В нем приняли участие 2,5 тыс. человек старше 16 лет. Вот его результаты: До места назначения 33% участников опроса добирались на машине и на поезде. 17% летели на самолете, автобус выбрали 16% респондентов. [6]

Разумеется, способы передвижения туристы выбирают исходя из многих факторов, к примеру, дальность поездки (жители Дальнего Востока скорее выберут перелет при поездке в Крым, так как экономия времени перевесит остальные факторы), цена (цены на авиабилеты заметно выше, чем на другие виды транспорта, но это компенсируется комфортом, безопасностью и экономией времени) и возможность использования (так как из некоторых населённых пунктов невозможно уехать на поезде или самолёте, ввиду отсутствия вокзалааэропорта, туристы пользуются автобусом и личным авто), комфорт (допустим, в автобусных турах зачастую подъезжают прямо к дому, что очень удобно для туристов), мобильность (ограниченная мобильность водного транспорта подталкивает многих к принятию того или иного решения). Разумеется, нельзя оставить без внимания процент людей, которые по физическим или психическим показателям не могут пользоваться тем или иным транспортом: аэрофобия, морская болезнь [4, c.73].

Сейчас ситуация обстоит так, но что нас ждёт в будущем? Конечно, надо упомянуть о развивающемся космическом туризме, хотя до массового вида туризма должно пройти ещё много времени. Но сейчас самый популярный вид транспорта при поездках на дальнее расстояние – воздушный. И он только набирает популярность [5, c.288]. Для наглядности – в 2014 году пассажиропоток у крупнейшей российской компании «Аэрофлот» составил 23 610 036 человек, а уже в 2019 г. – 37 220 668 человек. То есть за 5 лет пассажиропоток увеличился более чем на 50%. И это легко объяснимо – помимо огромной экономии времени, воздушный транспорт является самым безопасным. Также сейчас туристы начинают больше ценить комфорт, чем туристы 50-70 лет назад. Однако есть у него и минусы – высокая зависимость от погодных условий. И нельзя оставить без внимания тот факт, что в ситуации с коронавирусом самолёты проигрывают другим видам транспорта из-за малых возможностей противостоять распространению вируса.

Также, по мнению экспертов, беря во внимание ситуацию с коронавирусом, при туристических поездках на расстояние менее 1000 км особо популярным транспортом станет личный автомобиль благодаря социальному дистанцированию. Также, с такой стороны вопроса, выигрышное положение в туризме займёт железнодорожный транспорт: лизинг вагонов крайне ограничен, купе (если не продавать в одно купе билеты тем, кто не едет вместе) обеспечивают дистанцирование, в вагонах с креслами расстояние между ними больше, чем в самолете. Разработки новых вагонов, вероятно, пойдут в сторону типа «капсульный отель» и купе с креслами для сидения.

Таким образом, в настоящее время индустрия транспортного обслуживания несколько сдерживается эпидемиологической обстановкой, но всё же воздушный транспорт в туризме является лидирующим по популярности, но пока значительно конкурирует с железнодорожным транспортом и автотуризмом. Будущее же транспортного обслуживания в туризме пока не определено, всё зависит от дальнейших событий, связанных с вирусом. Однако если рассматривать современные предпосылки, то наиболее популярным видом транспорта, использующимся в туристической сфере, в обозримом будущем будет всё ещё завоёвывающий позиции воздушный транспорт, отличающийся высокой скоростью и уровнем комфорта. За ним по популярности следуют железнодорожный и автомобильный виды транспорта. В любом случае, туристам не следует волноваться, так как они всегда смогут выбрать наиболее подходящий для них способ путешествия.


Библиографический список
  1. Шкуропат С.Г., Жуков П.В. Транспортные средства размещения туристов как часть инфраструктуры туристской индустрии: проблемы типологии и функционирования в Ленинградской области (Экономика нового мира: науч. журнал 2019 г. Том 4 №1(выпуск №13). С.26
  2. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство, Учебное пособие. – Томск: Издательство ТПУ, 2005. – 152 с.
  3. Мартышенко Н.С. Железнодорожный туризм: Журнал Региональная экономика: теория и практика, 2013 г. –103 с.
  4. Филимонова И.Ю. Организация международного туризма. Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2011. – 73 с.
  5. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. Учебник. М.: Финансы и статистика. 2005. – 288 с.
  6. Российский статистический ежегодник – ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ПАССАЖИРООБОРОТ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА ТУРИСТСКИХ И ЭКСКУРСИОННО-ПРОГУЛОЧНЫХ МАРШРУТАХ URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d2/09-26.htm.  (2012 г.)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «sv423489»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация