Осознание важности транспортного обслуживания в сфере туризма играет важную роль в понимании понятия туризма в целом, ведь туризм всегда был неразрывно связан с транспортом, уровнем безопасности, его скоростью и качеством сервиса, предоставляемого во время путешествия. Соответственно, осознание базовых понятий сотрудничества с транспортными компаниями, взаимодействия с ними в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имущества, сервиса, предоставления скидок и льгот имеет весомое значение для всех участников перемещений [1, c.26]. С течением времени меняется всё, и транспортное обслуживание не исключение. За последние 75 лет в нём самом и отношении к нему поменялось многое.
В 40-х годах XX века транспортное туристское обслуживание не пользовалось спросом в СССР из-за войны и послевоенной разрухи. Транспорт был занят: он успешно решал сложнейшие задачи по перебазированию производительных сил в восточные районы страны, бесперебойному снабжению фронта и тыла всем необходимым. Но уже в 50-60-х годах туризм начинает стремительно развиваться, повышается количество туристических перемещений различными транспортными средствами [2,c.152]. Обратим внимание на статистику общих передвижений, учитывая, что с целью туризма они осуществлялись примерно в 10-15% случаев.
В 1950 году железнодорожным транспортом воспользовалось 116,8 млн. людей, в 1960 г. – 194,7 млн. человек, в 1975 г. – 347,5 млн. человек.
На речном транспорте в СССР в 1950 году было перевезено 53,6 млн. человек, в 1960 – 118,6 млн. и в 1970 г. – 145,2 млн. человек (наибольшее количество речных перемещений осуществлялось по Волге, ставшей тогда крупнейшей водной транзитной магистралью).
Услугами морского транспорта воспользовались в 1950 г. 7,9 млн. человек, в 1960 г. – 26,7 млн. человек, в 1970 г. – 38,5 млн. человек [6].
Таким образом, очевидно, что с каждым десятилетием туризм развивался всё большими темпами, и предпочтение советские туристы отдавали железнодорожному транспорту, так как среди всех он выделялся относительной низкой стоимостью и более высокой скоростью, в отличие от водного транспорта, к примеру [3, c.103]. По уровню сервиса железнодорожный транспорт был примерно на одном уровне с водными видами транспорта. Воздушный транспорт тогда ещё не пользовался особым спросом, так как был не так развит и был дороже остальных.
Сейчас ситуация с транспортным обслуживанием в туризме качественно другая.
Приведём результаты опроса на платформе «Интерфакс», содержащий в себе вопрос: «Каким видом транспорта вам комфортнее всего путешествовать?». Исследование основано на данных опроса интернет-пользователей, путешествовавших по России в течение 2019 года. В нем приняли участие 2,5 тыс. человек старше 16 лет. Вот его результаты: До места назначения 33% участников опроса добирались на машине и на поезде. 17% летели на самолете, автобус выбрали 16% респондентов. [6]
Разумеется, способы передвижения туристы выбирают исходя из многих факторов, к примеру, дальность поездки (жители Дальнего Востока скорее выберут перелет при поездке в Крым, так как экономия времени перевесит остальные факторы), цена (цены на авиабилеты заметно выше, чем на другие виды транспорта, но это компенсируется комфортом, безопасностью и экономией времени) и возможность использования (так как из некоторых населённых пунктов невозможно уехать на поезде или самолёте, ввиду отсутствия вокзалааэропорта, туристы пользуются автобусом и личным авто), комфорт (допустим, в автобусных турах зачастую подъезжают прямо к дому, что очень удобно для туристов), мобильность (ограниченная мобильность водного транспорта подталкивает многих к принятию того или иного решения). Разумеется, нельзя оставить без внимания процент людей, которые по физическим или психическим показателям не могут пользоваться тем или иным транспортом: аэрофобия, морская болезнь [4, c.73].
Сейчас ситуация обстоит так, но что нас ждёт в будущем? Конечно, надо упомянуть о развивающемся космическом туризме, хотя до массового вида туризма должно пройти ещё много времени. Но сейчас самый популярный вид транспорта при поездках на дальнее расстояние – воздушный. И он только набирает популярность [5, c.288]. Для наглядности – в 2014 году пассажиропоток у крупнейшей российской компании «Аэрофлот» составил 23 610 036 человек, а уже в 2019 г. – 37 220 668 человек. То есть за 5 лет пассажиропоток увеличился более чем на 50%. И это легко объяснимо – помимо огромной экономии времени, воздушный транспорт является самым безопасным. Также сейчас туристы начинают больше ценить комфорт, чем туристы 50-70 лет назад. Однако есть у него и минусы – высокая зависимость от погодных условий. И нельзя оставить без внимания тот факт, что в ситуации с коронавирусом самолёты проигрывают другим видам транспорта из-за малых возможностей противостоять распространению вируса.
Также, по мнению экспертов, беря во внимание ситуацию с коронавирусом, при туристических поездках на расстояние менее 1000 км особо популярным транспортом станет личный автомобиль благодаря социальному дистанцированию. Также, с такой стороны вопроса, выигрышное положение в туризме займёт железнодорожный транспорт: лизинг вагонов крайне ограничен, купе (если не продавать в одно купе билеты тем, кто не едет вместе) обеспечивают дистанцирование, в вагонах с креслами расстояние между ними больше, чем в самолете. Разработки новых вагонов, вероятно, пойдут в сторону типа «капсульный отель» и купе с креслами для сидения.
Таким образом, в настоящее время индустрия транспортного обслуживания несколько сдерживается эпидемиологической обстановкой, но всё же воздушный транспорт в туризме является лидирующим по популярности, но пока значительно конкурирует с железнодорожным транспортом и автотуризмом. Будущее же транспортного обслуживания в туризме пока не определено, всё зависит от дальнейших событий, связанных с вирусом. Однако если рассматривать современные предпосылки, то наиболее популярным видом транспорта, использующимся в туристической сфере, в обозримом будущем будет всё ещё завоёвывающий позиции воздушный транспорт, отличающийся высокой скоростью и уровнем комфорта. За ним по популярности следуют железнодорожный и автомобильный виды транспорта. В любом случае, туристам не следует волноваться, так как они всегда смогут выбрать наиболее подходящий для них способ путешествия.
Библиографический список
- Шкуропат С.Г., Жуков П.В. Транспортные средства размещения туристов как часть инфраструктуры туристской индустрии: проблемы типологии и функционирования в Ленинградской области (Экономика нового мира: науч. журнал 2019 г. Том 4 №1(выпуск №13). С.26
- Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство, Учебное пособие. – Томск: Издательство ТПУ, 2005. – 152 с.
- Мартышенко Н.С. Железнодорожный туризм: Журнал Региональная экономика: теория и практика, 2013 г. –103 с.
- Филимонова И.Ю. Организация международного туризма. Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2011. – 73 с.
- Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. Учебник. М.: Финансы и статистика. 2005. – 288 с.
- Российский статистический ежегодник – ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ПАССАЖИРООБОРОТ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА ТУРИСТСКИХ И ЭКСКУРСИОННО-ПРОГУЛОЧНЫХ МАРШРУТАХ URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d2/09-26.htm. (2012 г.)