При электронном обучении используются разнообразные дистанционные системы. Наиболее известными являются: Moodle, ATutor, Dokeos, ILIAS, Opigno, OLAT и другие.
Moodle — система управления курсами, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Является аббревиатурой от английского Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения.
Система дистанционного обучения Moodle предназначена для создания и проведения качественных дистанционных курсов.
Возможности Moodle:
1. Все ресурсы собраны в единое целое
В системе есть возможность для создания и хранения электронных учебных материалов и задавания последовательности их изучения. Вследствие того, что доступ к Moodle осуществляется путём выхода в сеть Интернет или другие сети, студенты не являются привязанными к конкретному месту и времени, а также могут изучать необходимый материал в собственном темпе из любой части планеты.
2. Совместное решение учебных задач
Система Moodle направлена на совместную работу студентов. В системе для решения этой задачи есть огромное количество инструментов: глоссарий, блоги, форумы, а также практикумы. При этом обучаться в системе можно как асинхронно, когда все студенты изучают материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, при этом осуществляя организацию онлайн-лекций и семинаров.
Система также поддерживает обмен файлами любых форматов – как между преподавателем и обучающимся, так и между самими обучающимися.
3. Преподаватель находится всегда на связи с учащимися
Широкие возможности для коммуникации представляет собой одну из самых сильных сторон Moodle.
В форуме есть возможность для проведения обсуждения по группам, оценивания сообщений, прикрепления к ним файлов любых форматов. В личных сообщениях и комментариях можно обсудить любую конкретную проблему обучения с преподавателем лично. В чате обсуждение образовательного процесса происходит в режиме реального времени.
Рассылки, в свою очередь, оперативно информируют всех участников электронного курса или группы о текущих важных учебных событиях: не приходится писать каждому студенту о задании, которое необходимо выполнить, так как группа имеет возможность получать уведомления автоматически.
4. Контролируемое качество обучения
Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать активность студентов в среде, время и продолжительность их учебной работы в сети.
Система Moodle включает в себя различные электронные учебные курсы по научным дисциплинам.
Электронный учебный курс является обучающей программной системой комплексного назначения, которая обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и предоставляет теоретический материал, обеспечивая при этом тренировочную учебную деятельность, а также контроль уровня знаний.
В наши дни электронные учебные курсы активно внедряются не только в системы открытого и дистанционного обучения, но и в традиционные очные. Электронные курсы находят применение в различных целях: для того, чтобы обеспечить самостоятельную работу обучающихся по овладению новым материалом, реализацию дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, а также контроля качества образования.
В законченном виде электронный курс представляет собой совокупность информационно-содержательного, контрольно-коммуникативного и коррекционно-обобщающего блоков.
Таким образом, дистанционные системы активно внедряются в образовательный процесс. Электронные комплексы имеют огромное количество преимуществ и необходимы для дистанционного и открытого образования – как профессионального, так и углубленного профильного. Но такие комплексы следует рассматривать не как альтернативу традиционным автоматизированным обучающим системам, а как возможное дополнение к ним. Наиболее широко применяемой является система Moodle, для которой характерна многофункциональность и массовая доступность. Для системы разрабатываются электронные ученые курсы, которые должны соответствовать определенным требованиям и включать в себя необходимые блоки. Электронные курсы проходят экспертизу на соответствие установленным в вузе требованиям, и эксперты выставляют электронному учебно-методическому комплексу определенное количество баллов.
Библиографический список
- Жидков А.А., Гордеев К.С., Егорова М.И., Пасечник А.С., Кокарева М.Е. Роль Moodle в организации самостоятельной работы // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2016. – 348 с.
- Тиффин, Дж. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе // Дж. Тиффин, Л.М. Раджасингам. - Информатика и образование, 2014. – С. 35.