Дадаизм – это авангардное течение в искусстве, литературе, театре и кино. Основными чертами данного направления являются: иррациональность, отрицание общепринятых канонов в искусстве, цинизм и бессистемность [1].
Дадаизм возник в период первой Мировой войны, когда в обществе преобладали депрессивные настроения [1].
Основоположник дадаизма – румынский поэт Тристан Тцара (1896-1963). Он писал, что слово «дада» не имеет определенного значения [2].
Основная идея данного направления заключается в том, что появление войн и конфликтов связано с тем, что человек стал более рационален, возвёл на первое место – выгоду и материальные ценности. Таким образом, спастись от злости мира помогут абсурд, бессмыслицы и в искусстве не должно быть правил [3].
Дадаисты выражали себя в различных проявлениях: эпатировали буржуазную публику спектаклями, устраивали экстравагантные выставки, проводили провокационные фестивали. Беженцы в нейтральной Швейцарии изначально просто веселились, потом показывали злые и весьма грубые гримасы всему обществу, которому были обязаны войной, оторвавшей их от родного края. Они делали то же, что делалось на их Родине, только выступления были гораздо более жестокими [4].
Наиболее любимая техника, в которой работали художники-дадаисты, – коллаж, – прием создания работы при помощи наклеивания на плоскую основу кусочков разнообразных материалов (бумаги, ткани и т.д.) [4].
Самый яркий представитель данного авангардного направления – франко-американский художник Марсель Дюшан (1887-1968) [1].
Марсель в начале своего художественного пути пробовал себя в стиле фовизма, затем погружался в кубизм и импрессионизм. Однако, в середине 1910-х Дюшан резко меняет направленность – начинает заниматься авангардной деятельностью [1].
Данный художник привлекал к себе внимание скандальным образом. В 1913 году он создал закреплённое на табуретке велосипедное колесо, в 1914 – «сушилка для бутылок», в 1917 – «Фонтан». (Поставлять в текст фотки этих экспонатов) [1].
Рисунок 1 – Марсель Дюшан “Велосипедное колесо”, 1913
Рисунок 2 – Марсель Дюшан «Сушилка для бутылок», 1914
Рисунок 3 – Марсель Дюшан “Фонтан”, 1917
Большинство искусствоведов считает, что дадаизм в искусстве стал непосредственным предшественником сюрреализма, «подарив» ему любовь к иррациональности, нелогичности и необычности [4].
Библиографический список
- Бойе А.А. Проблема выражения анти-эстетики дадаизма и её классификация / А.А. Бойе // Артикульт. 2016. 23(3). С. 17-25.
- Кулик И. Тело и язык в текстах Тристана Тцара и Александра Введенского // Терентьевский сборник. 1998 / Под общ. ред. С. Кудрявцева. М.: Гилея, 1998. С. 167—222
- Незвал В. Дада и сюрреализм // Незвал В. Избранное в двух томах. Т. 2. Воспоминания. Очерки. Эссе. М.: Художественная литература, 1988. С. 378
- Серс Ф. Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного. М.: Прогресс-Традиция, 2004