ДАДАИЗМ И МАРСЕЛЬ ДЮШАН

Власова Анастасия Андреевна1, Ротанова Валерия Александровна1, Домнина Анна Ивановна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
В данной статье раскрывается понятие «дадаизм», влияние Марселя Дюшана на становление дадаизма, как направления в искусстве.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Власова А.А., Ротанова В.А., Домнина А.И., Мочалова А.С. Дадаизм и Марсель Дюшан // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89322 (дата обращения: 19.04.2024).

Дадаизм – это авангардное течение в искусстве, литературе, театре и кино. Основными чертами данного направления являются: иррациональность, отрицание общепринятых канонов в искусстве, цинизм и бессистемность [1].

Дадаизм возник в период первой Мировой войны, когда в обществе преобладали депрессивные настроения [1].

Основоположник дадаизма – румынский поэт Тристан Тцара (1896-1963). Он писал, что слово «дада» не имеет определенного значения [2].

Основная идея данного направления заключается в том, что появление войн и конфликтов связано с тем, что человек стал более рационален, возвёл на первое место – выгоду и материальные ценности. Таким образом, спастись от злости мира помогут абсурд, бессмыслицы и в искусстве не должно быть правил [3].

Дадаисты выражали себя в различных проявлениях:  эпатировали буржуазную публику спектаклями, устраивали экстравагантные выставки, проводили провокационные фестивали. Беженцы в нейтральной Швейцарии изначально просто веселились, потом показывали злые и весьма грубые гримасы всему обществу, которому были обязаны войной, оторвавшей их от родного края. Они делали то же, что делалось на их Родине, только выступления были гораздо более жестокими [4].

Наиболее любимая техника, в которой работали художники-дадаисты, – коллаж, – прием создания работы при помощи наклеивания на плоскую основу кусочков разнообразных материалов (бумаги, ткани и т.д.) [4].

Самый яркий представитель данного авангардного направления – франко-американский художник Марсель Дюшан (1887-1968) [1].

Марсель в начале своего художественного пути пробовал себя в стиле фовизма, затем погружался в кубизм и импрессионизм. Однако, в середине 1910-х Дюшан резко меняет направленность – начинает заниматься авангардной деятельностью [1].

Данный художник привлекал к себе внимание скандальным образом. В 1913 году он создал закреплённое на табуретке велосипедное колесо, в 1914 – «сушилка для бутылок», в 1917 – «Фонтан». (Поставлять в текст фотки этих экспонатов) [1].

Рисунок 1 – Марсель Дюшан “Велосипедное колесо”, 1913

 

Рисунок 2 – Марсель Дюшан «Сушилка для бутылок», 1914

 

Рисунок 3 – Марсель Дюшан “Фонтан”, 1917

Большинство искусствоведов считает, что дадаизм в искусстве стал непосредственным предшественником сюрреализма, «подарив» ему любовь к иррациональности, нелогичности и необычности [4].


Библиографический список
  1. Бойе А.А. Проблема выражения анти-эстетики дадаизма и её классификация / А.А. Бойе // Артикульт. 2016. 23(3). С. 17-25.
  2. Кулик И. Тело и язык в текстах Тристана Тцара и Александра Введенского // Терентьевский сборник. 1998 / Под общ. ред. С. Кудрявцева. М.: Гилея, 1998. С. 167—222
  3. Незвал В. Дада и сюрреализм // Незвал В. Избранное в двух томах. Т. 2. Воспоминания. Очерки. Эссе. М.: Художественная литература, 1988. С. 378
  4. Серс Ф. Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного. М.: Прогресс-Традиция, 2004


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Власова Анастасия Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация