НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ И ПУТИ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ

Шогунбеков Мазамбек Вафобекович
Таджикский государственный университет коммерции
Институт экономики и торговли

Аннотация
Одной из важных проблем системы налогов и налогообложения является выявление уровня налогового бремени и их приемлемости к условиям хозяйствования. Зачастую в экономической литературе, освещающей макроэкономические процессы, методика определения бремени значительно упрощается, путем простого определения процентного значения суммы налоговых поступлений к ВВП. С определенной точки зрения такой подход можно считать корректным. Он характеризует уровень налоговых изъятий из общего совокупного произведённого в обществе материального блага. С другой стороны этот показатель имеет существенный недостаток – он отражает уровень налогового изъятия среднестатистического налогоплательщика. В этом плане в экономической печати корректно подмечено, что «… показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, страдает весьма серьезным недостатком, заключающимся в том, что он определяет уровень налогового гнета среднего статистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей конкретного налогоплательщика».

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шогунбеков М.В. Налоговое бремя и пути его регулирования в контексте поддержки экономической активности населения в регионах // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/12/90989 (дата обращения: 19.04.2024).

В условиях рыночного хозяйствования обеспечение удовлетворенности субъектов экономики, находящихся в регионах страны, реализуемой налогово – бюджетной политикой остается значимым вопросом, влияющим на состояние и темпы экономического роста. Снижение или повышение ставок налогов, предоставление налогоплательщикам дополнительных льгот или их отмена, применение или неиспользование методов ускоренной амортизации, рост или сокращение государственного финансирования в той или иной отрасли экономики позволяют определить содержание и качество экономических отношений в хозяйственной системе любого общества.

Общеизвестный показатель, характеризующий налоговую нагрузку как долю налоговых поступлений в ВВП страны, можно сказать, хотя не дает полную картину о бремени налогов в национальной экономике, но отражает отношения между двумя субъектами: налогоплательщиком и государством.

В странах с развитыми рыночными отношениями, учёными экономистами отмечаются, что увеличение доли налогов в ВВП, когда основная масса поступлений по ним падает на физические лица, свидетельствует не о росте налоговой нагрузки на экономику, а о повышении эффективности ее функционирования. Низкий удельный вес налогов ВВП – это недостаток, свидетельствующий о низком уровне доходов населения, когда основная масса налогов, как это имеет место в России, вынуждено взимается с юридических лиц. Такие ситуации среди общества, несомненно, будут тормозить развитие и модернизацию национальной экономики».

В развитых странах это нагрузка колеблется в пределах от 30 до 50%. Она составляет следующую величину в этих странах: Швеция – 54,2%, Дания – 52,2%, Франция – 46,3%, Бельгия – 46,4%, Германия – 42,9%, Великобритания – 33,9%, Канада – 36,3%, США – 31,8%, Япония – 28,6%.  Прослеживается одна картина – там, где уровень социальной поддержки населения высокий, и она осуществляется за счёт государства, там поступления осуществляются на высоком уровне, и наоборот. В странах, где уровень налоговой нагрузки сравнительно низкий, считается, что «то, что достается бесплатно, не ценится».

Высокая налоговая нагрузка в развитых странах является свидетельством абсолютно высоких доходов и прибыли налогоплательщиков в этих государствах. Налоговая нагрузка в странах постсоветского пространства отражает  низкие  доходы  и прибыли как юридических, так и физических лиц. В такой ситуации высокая налоговая нагрузка влечет  разрушение созданного потенциала, восстановление которого требует длительного периода развития.

Согласно экономической теории рост налоговой нагрузки может ограничить производство, уменьшить сбережения и накопления предприятий, и обусловить  появление антистимулов к развитию и инвестированию. Если производители поднимут цены, то этим они, перелагают налоговое бремя на потребителей. Нехватка бюджетных средств заставляет государство искать пути роста налоговых поступлений. Если это касается общественных товаров, то цены продукта естественных монополий повышаются, и бремя налога в конечном итоге будет перекладываться  опять же на потребителя.

В таблице 1. приведен анализ доли налогов, собираемых с определенных территорий, в данном случае с территории Согдийской области.

 Таблица 1Макроэкономические показатели на период с 2010-2016 гг. [8,С. 618]

Поступления

Годы

2010

2012

2013

2014

2015

2016

млн. сомони

в %к ВРП

млн. сомони

в %к ВРП

млн. сомони

в %к ВРП

млн. сомони

в %к ВРП

млн. сомони

в %к ВРП

млн. сомони

в %к ВРП

Общий объем налоговых поступлений

686,1

11,9

852,7

9,7

917,6

9,5

981,1

8,9

101,7

8,8

1366

9,8

Подоходный налог

152,4

3,2

225,3

2,6

197,1

2,1

187,6

2,2

216,9

2,2

235,7

1,7

Налог на прибыль

143,5

3,1

140,2

1,5

291,3

3,2

131,3

1,4

263,2

2,5

295,4

2,1

Минимальный налог на доходы предприятий

-

-

-

-

Социальные взносы

39,4

0,6

38,2

0,5

41,5

0,3

62,7

0,7

76,3

0,7

82,1

0,6

Налоги на имущество

38,8

0,5

33,6

0,4

47,3

0,4

51,6

0,5

54,4

0,5

72,7

0,5

НДС

113,7

1,8

127,3

1,5

144,2

1,4

161,4

1,5

189,7

1,4

210,6

1,5

Акцизы

54,5

0,9

13,9

0,2

30,5

0,3

13,8

0,3

16,9

0,2

47,2

0,3

Внешние налоги на торговлю и операции

75,7

0,1

111,5

1,4

127,6

0,1

137,1

0,2

153,7

0,1

166,2

1,2

Внутренние налоги на товары и услуги

102,5

1,7

162,5

1,6

177,8

1,8

176,7

2,1

184,1

1,2

192,1

1,3

Данные свидетельствуют, что доля практически всех видов налогов в структуре ВРП низка. Это обстоятельство, в какой – то мере,  объясняет наличие в отечественной экономике высокой доли теневого сектора.

Общеизвестно, что большой вклад в проблему налоговой нагрузки внесли теоретики школы предложения. Среди них можно отметить А. Лаффера, внёсшего в экономическую науку вклад посредством установления взаимосвязи между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет.  Кривая Лаффера — графическое и устойчивое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками. Согласно этому закону, с установлением высоких налоговых ставок, в определенное время поступления налогов увеличиваются, а затем происходит их снижение. Представляется, что отрезок роста налоговой нагрузки применительно к экономике  РТ можно разделить на три части: высокая налоговая нагрузка, налоговый гнет и налоговое разрушение или конфискация. Исходным отрезком является высокая налоговая нагрузка, которая имеет следующие черты: низкие стимулы к сбережению, невысокая инвестиционная активность, нехватка собственных оборотных средств, сокращение чистой прибыли, оставляемое предприятиям, рост бюджетных налоговых ресурсов, концентрация налоговых ресурсов в  центре, средний удельный вес теневой экономики, единичный характер уклонения от налогов. Симптомами налогового гнета являются: отсутствие стимулов к сбережению, очень низкая инвестиционная активность, высокий уровень теневой экономики, уклонение от налогов носит повсеместный характер, использование прибыли для текущих целей, наличие большого удельного веса неиспользуемых производственных мощностей. Налоговое разрушение или конфискация имеет следующие особенности: отсутствие сбережения или их низкие объемы, слабые темпы инвестиций или без инвестиционный путь развития, деиндустриализация экономики, постоянный и устойчивый характер бегства от налогов, рост теневой экономики и другие.

В практической жизни выражением высокой налоговой нагрузки может являться объем недоимок, имеющий место в хозяйственной жизни субъектов экономики. С этой позиции целесообразно рассмотреть некоторые показатели налоговых поступлений на территории Согдийской области Республики Таджикистан.

Таблица 2Основные показатели налоговых поступлений в Согдийской области РТ [8, С. 120 - 132]

Показатели

Годы

2008

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Доля внутренних налогов в % к ВРП

10,2%

11,2%

12%

11,8%

9,7%

9,5%

8,9%

8,8%

Доля налоговых поступлений за счет крупных налогоплательщиков (%)

27,3

21,1

22,4

26,3

31,2

46,1

52,2

59,2

Удельный вес сальдо недоимок по сравнению с внутренними налогами (%)

7,6

6,3

5,8

4,6

4,4

5,7

6,2

8,3

По данным таблицы 2  видно, что общий объем налоговых поступлений меняется незначительно или почти остается на том же уровне.  Так,  за 2016 год налоговые поступления увеличились с 27,3 % к 2008 году и до 59,2% к 2016 году. Однако, доля внутренних налогов по отношению к ВРП сократилась с 10,2% в 2008 году, до 8,8% в 2016 году.  Эти цифры вызывают сомнения. Проблема недоимок составляет существенный элемент в деятельности налоговых структур, хотя по сравнению с 2008 годом, где недоимки были 7,6 %,их доля снизилась в 2015 до 6,2 %, но в 2016 году опять выросла и составила 8,3%. Это вызывает опасения. Недоимки имеют огромное  значение, в пополнении  государственного бюджета.

Потери объёма ВВП по налоговым задолженностям значительны. Даже при желании  собрать  эти налоги у налогоплательщиков, как показывает практика, это  практически невозможно. Впервые проблема, так называемых недоимок, была затронута профессором Исмаиловой М.М. в работе «Некоторые вопросы реформирования экономики Таджикистана»[7]. Нормальной величиной недоимок является 5-7% от общего объема налоговых поступлений. В данном контексте, учитывая предположение о том, что пять процентов роста налогов обеспечивают два процента роста ВВП, мы теряем на недоимках определенную величину, которая отражена в нижеприведенной таблице 3.

Таблица 3Процент потери ВВП от налоговой задолженности в РТ [9]

п/п

Виды налогов

Доля недоимок налогов в бюджете

(в %)

Потери ВВП

(в %)

1 НДС

27,7

11

2 Социальные налоги

22,2

9

3 Налог на прибыль юридических лиц

10,1

4

4 Единый налог на сельхозпроизводители

17, 5

7

5 Налог с пользователей автомобильных дорог

7,5

3

Итого:

85

34

Заметим, что основная доля недоимок приходится на основные общегосударственные налоги, и поэтому снижение фискальной нагрузки в решающей мере необходимо начинать с этих налогов. В экономической литературе пишется, что «…показатель совокупной налоговой нагрузки для точности и полноты анализа следует корректировать на показатель собираемости налогов (в случае его несовпадения с уровнем 100%)».

Думается, что разрешить эту ситуацию возможно только  снизив налоговую нагрузку на экономику.

Достаточно сложными считаются проблемы определения налоговой базы.  Общеизвестно, что в нормативно-законодательных актах по вопросам налогообложения по каждому налогу указаны рамки налоговой базы. Однако в большинстве случаев они представлены в запутанном виде, что приводит к истолкованию их содержания по-разному. Последнее приводит к заблуждениям  и появлению споров в хозяйственном обороте. В зависимости от содержания каждого налога предмет налоговой базы может быть разным: выручка от реализации продукции, работ и услуг; добавленная стоимость; совокупность общепроизводственных затрат; рыночная стоимость произведенных товаров и услуг и многие другие. С точки зрения того, что является объектом налоговой базы, нагрузка на субъекты может определяться по разному.


Библиографический список
  1. Конституция Республики Таджикистан. – Душанбе, 22. 05. 2016 г.
  2. Закон Республики Таджикистан «О государственном бюджете на 2018 финансовый год». Ахбори Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ. – Душанбе. 15. 11. 2017 г.
  3. Налоговый Кодекс Республики Таджикистан. – Душанбе. 01. 01. 2013г.
  4. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. – Душанбе. – 2016.
  5. Руководство по подготовке заявок бюджетных приоритетов. – Душанбе. – 2011. – 11с.
  6. Руководство по программному бюджетированию. – Душанбе. –2011. – 9 с.
  7. Исмаилова М.М. Некоторые вопросы реформирования экономики  Таджикистана. Душанбе. Дониш. 1999.С.82-88.
  8. Статистический ежегодник Согдийской области. Агентство по статистике при Президенте Республике Таджикистан. Худжанд, 2016.
  9. Таджикистан в цифрах 2015. –С. 120-132.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ахмедова Зухра Ахроровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация