Современный ребенок активно стремится к познанию окружающего мира, проявляет интерес ко всему неизведанному, ему хочется знать, как устроен мир. Он задает множество вопросов, строит догадки, рассуждает, обдумывает и старается самостоятельно найти способы решения возникающих проблемных ситуаций. А.М. Матюшин считает познавательный интерес главным показателем развития одарённости у детей дошкольного возраста.
Очень важно в процессе образовательной деятельности детей дошкольного возраста развивать и воспитывать у них следующие качества:любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, которые наилучшим образом помогают выявлению и развитию одарённости детей. Для этого педагогу со своей стороны необходимо искать методы и способы развития вышеперечисленных качеств.
Педагог и сам обязательно должен обучаться новым, современным технологиям, ведь современные дошкольники живут в мире компьютеров и интернета, электроники и робототехники, и хотят всё это изучать и использовать в процессе образования. И конструктор Lego как нельзя лучше по своей доступности и адаптированности к детскому возрасту, подходит для развития у ребенка одаренности.
Lego – это уникальное изобретение человечества, конструктор, из деталей которого можно построить все, что задумал: начиная от простого робота и до создания огромного Лего-города со своей инфраструктурой.
Для дошколят разработана серия LegoEducation, созданная не только для развлечения, но главное - для развития умственных способностей детей.В серию входят различные конструкторы: это и модели для детей от 3 лет для конструирования и обыгрывания бытовых сюжетов, и простые механизмы, приводящие модель в действие от натянутой пружины и роботы, работающие с помощью программирования от моторов и датчиков.
В процессе работы с конструктором Lego дети приобретают различные знания, умения и навыки, которые помогают раскрыться ребенку как личности и определиться с дальнейшим выбором направленности к тому или иному виду деятельности.
В процессе конструирования дошкольники развивают свои математические способности: пересчитывая и вычисляя детали, кнопки крепления на пластине или блоке, измеряя длину и высоту деталей, размер шестерней и колес, знакомятся с симметрией и асимметрией. У детей развивается пространственное воображение и мышление благодаря объемному конструированию, а также развиваются речевые навыки, так, как дети задают взрослым вопросы о различных объектах и явлениях, общаются между собой, обсуждают, обмениваются мнениями, советуются друг с другом, совместно ищут решения возникающим проблемам.
Таким образом процесс конструирования включает в работу оба полушария головного мозга. У ребенка гармонично развивается абстрактно-логическое и наглядно-образное мышление, логика и интуиция. Этот процесс по мнению Буковой Т.А. способствует развитию так называемой «общей» одаренности у детей дошкольного возраста, так, как легоконструирование для дошколят – это увлекательная игра, в ходе которой дети легко и непринужденно всесторонне развиваются, раскрывают свои потенциальные способности, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность. Такие неординарные творческие личности сейчас как никогда востребованы в современном обществе.
Библиографический список
- Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.,1956. – 257 с.
- Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2001. – 124 с.
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей / С.А. Филиппов. – СПб. Наука, 2010. – 195 с.
- Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов: учеб. метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.