Современная миграция является естественным состоянием общества. Ее возникновение детерминировано неотчуждаемым правом человека на свободу перемещения.
В качестве правовой основы регулирования процессов миграции выступает основной закон страны – Конституция Российской Федерации.
Учитывая мнение ряда ученых, к примеру, О.А. Овчинникова и А.О. Овчинникова, можно сделать вывод о том, что миграция населения основана на конституционных принципах, связанных с федеративным устройством России.
Действительно, анализируя пп. «б» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в которых говорится о том, что к деятельности государства относится защита прав и свобод человека и гражданина, а также прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и режима пограничных зон, мы понимаем, что административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ субъекты Федерации обладают полномочиями по их правовому регулированию.
При этом необходимо принимать во внимание тот факт, что в России совокупность прав и свобод, предоставляемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также обязанностей, которые на них возлагаются, обеспечиваются с учетом норм международного права.
Нормы международного права тоже, как известно, входят в национальную систему права России. Однако туда относятся не все нормы, а только те, которые были одобрены Российской Федерацией. Так, В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются нормы международного соглашения.
Одним из основных международных документов, регулирующих миграционные процессы, является Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают 1985 г. Следующим международным НПА в этой сфере является Европейская социальная хартия.
Нормы международного права о миграции реализуются на территории России в рамках процесса административно-правового регулирования миграционных правоотношений.
Национальное законодательство в сфере административно – правового регулирования миграционных правоотношений делится на федеральное и региональное.
На федеральном уровне оно представлено Федеральными законами. Например Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Так же сюда включают федеральные законы, регулирующие правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Федеральные НПА регулируют правоотношения в сфере миграции, в частности к ним относятся:
- выдача вида на жительство либо права на временное проживание и временное пребывание иностранных граждан (лиц без гражданства);
- получение разрешения на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации;
- получение лицензии для ведения деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за рубежом;
- производство по признанию лица беженцем;
- предоставление лицу временного (гуманитарного) убежища;
- осуществление иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства);
- осуществление депортации иностранных граждан (лиц без гражданства).
Регулирование правоотношений в сфере миграции осуществляется также и на региональном уровне. Сюда относятся многочисленные законы субъектов Российской Федерации.
Следующий уровень регулирования миграционных отношений – локальный. Круг влияния локальных нормативных актов крайне ограничен, так как оно реализовывается в рамках компетенции миграционных органов или государственных миграционных учреждений.
На современном этапе, локальные административно-правовые акты, осуществляющие регулирование исследуемых правоотношений, делятся на два вида:
- акты, которые определяют режим нахождения беженцев и вынужденных переселенцев в государственных миграционных учреждениях (например, в центрах временного размещения);
- административные регламенты, которые определяют порядок осуществления государственных функций, оказания государственных услуг.
Подводя итоги статьи, следует сделать вывод о том, что на данный момент административно-правовое регулирование миграционных процессов осуществляется на международном, а также национальном уровнях. Национальный уровень включает в свою очередь федеральный, региональный и локальный уровень.
Библиографический список
- Krasinsky V.V. Imperfection of migration legislation and threats to national security of the Russian Federation // Modern law. 2013. № 2.
- The Constitution of the Russian Federation: adopted by nation-wide vote on Dec. 12, 1993 (as amended on Dec. 30, 2008 № 6-FCL, on Dec. 30, 2008 № 7-FCL, on May 2, 2014 № 2-FCL, on July 21, 2014 № 11-FCL) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2014. № 31. Art. 4398.
- Ovchinnikov O.A., Ovchinnikov A.O. Administrative and legal regulation of migration processes in Russia // Administrative law and procedure. 2011. № 9.
- Declaration on the Human Rights of persons who are not citizens of the country in which they live: adopted on Dec. 13, 1985 by the Resolution 40/144 at the 116th plenary session of the 40th session of the UN General Assembly // The current international law. Moscow, 1996. Vol. 1. P. 255-259.
- The European Social Charter (revised): adopted in Strasbourg on May 3, 1996 // Bull. of international agreements. 2010. № 4. P. 17-67.
- Федеральный Закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3285; 2014. № 52, ч. 1. Ст. 7557.
- Башинская И.Г., Башинская О.М. О некоторых проблемах теории и практики применения законодательства в сфере нелегальной трудовой деятельности мигрантов // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15.
- Жеребцов А.Н. Концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации: ав-тореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009.