УДК 7.011.3

ПРОГРЕСС – УПАДОК КАЧЕСТВА ЗВУЧАНИЯ

Канищев Александр Андреевич
Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего образования «Волгоградский институт искусств и культуры»
преподаватель кафедры режиссуры, режиссер театрализованных представлений и праздников

Аннотация
В статье рассматривается сравнительный анализ классических музыкальных произведений в исполнении хоров, оркестров и искусственно созданное музыкальное звучание с применением современных технологий.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Канищев А.А. Прогресс – упадок качества звучания // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/07/89920 (дата обращения: 06.12.2021).

Когда-то В.А. Сухомлинский сказал, что «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», и сегодня с эти нельзя не согласиться, так как мы живем в век новых технологий ни для кого не секрет, что техника, наука, в последние годы развивается с колоссальной скоростью. Все чаще на массовых мероприятиях, посвященных Дню города, дню молодежи появляются ди-джеи, которые завершают праздничную программу, а как приятно смотреть салют, который раскрывается под очередной бит драм машины. Давайте вспомним, что было пару десятков лет назад. Вспомним оркестры, которые играли в парках, старые виниловые пластинки с их неповторимым прекрасным звучанием. Это никак не может сравниться с современными электронными инструментами и с их плоским тембром. А если просмотреть спектакль с сопровождением «живого» оркестра или прослушать произведения Баха и Бетховена в исполнении симфонического оркестра и после по памяти воссоздать ощущения, то даже от первых нот увертюры исполняемой оркестром в театре, происходит наслаждение и моральный отдых от каждых звуков и штрихов, ласкающих наш слух.

Из программы преподавания дисциплины «Музыка в театрализованных представлениях» мы знаем несколько звуковых эффектов, которыми пользуется режиссер при постановке творческого проекта.

Один из них это эффект транспонирования звуковых частот. Он используется для создания сказочных персонажей, озвучивания не одушевленных предметов и сил природы. Но ведь этот прием так же может исполнить и оркестр. Об этом свидетельствует огромное множество музыкальных партитур, в которых присутствует озвучивание сил природы, животных. К примеру «Лунная соната» Бетховена или его же соната №17, 3 часть «Буря». Конечно же, бывают эпизоды, которые оркестр не сможет исполнить. Например, в спектакле «Голый король» (театр «Современник») человеческим голосом разговаривает медный горшок, или в спектакле «Послушайте!» в разговор с действующими лицами вступает незримый Бог.

Еще один из эффектов – реверберация. Этот звук служит дополнением к декорациям, который обогащает зримые образы, но с уверенностью можно утверждать, с этим приемом может виртуозно справиться хор. Например, замечательный немецкий органист и композитор Георг Фридрих Гендель, владея виртуозной техникой хорового письма, добивается разнообразнейших звуковых эффектов. Свободно и гибко он применяет хоры в самых контрастных положениях: при выражении скорби и радости, героического подъема, гнева и возмущения, при обрисовке светлой пасторали, сельской идиллии. То он доводит звучание до грандиозной силы, то низводит его до прозрачного pianissimo; иногда Гендель пишет хоры в сочном аккордово – гармоническом складе, соединяя голоса в компактную плотную массу. Хоры в Генделевских ораториях всегда активно действующая сила, которая направляет музыкально – драматическое развитие. [2].

Заглядывая в глубину веков, мы с восторгом слушаем произведения классиков, но к сожалению, не можем понять и малой части нотного письма, штрихов, партитур того времени. А они все это писали и исполняли в то время, когда инструменты тоже были не совершенны и далеки от современных. Например, обычная труба не имела клапанов, и каждый исполнитель имел несколько кулис с помощью которых изменял высоту звучания, сейчас инструмент более универсален. Следует отметить, что раньше исполнителю извлекать звук было гораздо сложнее, но его качество было намного выше чем сегодня.

Все упростилось до такой степени, что люди, которые называют себя «композиторами» зачастую не знаю даже элементарной теории музыки. Ну, написал он там, что-то в программе FL Studio, добавил пару битов, и наложил голос в Audition и все, такому «создателю» все равно, что трек не сходиться по гармонии, что там просто электронные сэмплы, которые далеки звучанием от настоящих инструментов. А сколько сейчас тех, кто работает на контроллерах, – бесчисленное множество, но самое грустное, что такое якобы «творчество» старается сегодня заполнить музыкальное искусство и сцену.

Чаще всего сегодня мы предпочитаем поп-музыку, которая строиться на нескольких простейших аккордах, и это делает нас замкнутыми, ограниченными, и чтобы решить эту возникающую проблему, нужно больше слушать звуки мира, природы… ведь как говорил все тот же Фридрих Гендель: «Услышанные на улицах Лондона уличные крики, шумы, возгласы вдохновили меня на создание лучших произведений».[2]. 

Для тех увлеченных музыкой личностей, которые давно работают с винилами и у них куча крутых треков, лучший совет просмотреть фильм М.Джозефа «128 ударов сердца в минуту» и они наверняка изменят свои взгляды и начнут искать лучшее звучание.

Музыка окружает нас повсюду, и чтобы прогресс в музыкальном искусстве не становился упадком качества звучания, современным исполнителям и слушателям с уверенностью можно дать совет, наслаждаться качественным звучанием, а не второсортным имитированием и подражанием электронных инструментов.


Библиографический список
  1. Аксенов, В.С. Технические средства в культурно-просветительной деятельности. Под.ред. Колесниковой Г.В., М.: Просвещение, 1998.
  2. Галацкая, В. Музыкальная литература зарубежных стран, Под. ред. Кондахчан К. (Т. 1). М.: Музыка, 2002.
  3. Кольман, В.Ф. Значение дополнительного музыкального образования в формировании личности человека / В.Ф. Кольман // Жур. «Методология и история психологии». - Санкт-Петербург, 2010.
  4. Мочалова, И.К. Музыкальный аспект в воспитании ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста / И.К. Мочалова // Жур. «Молодая мама». - М., 2009.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Канищев Александр Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация