К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зверева Тамара Викторовна
Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
студентка 2 курса, магистратура

Аннотация
В статье рассматривается структура системы правового регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации, определены ее ключевые особенности в текущем периоде. Автором затронут вопрос о роли Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в системе правового регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зверева Т.В. К вопросу о системе правового регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89410 (дата обращения: 15.03.2024).

Система правового регулирования представлена различными формами (источниками) права. В современной юридической литературе с учетом мировой практики и исторического контекста развития правовой системы отмечается существенное разнообразие источников права, вместе с тем, к числу наиболее важных и широко известных принято относить:  «правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты» [6, с. 53].

Правовое регулирование административного и гражданского судопроизводства основывается на целом ряде общих процессуально-правовых положений (состязательности, равноправия сторон, доступности правосудия, диспозитивности и др.). С.В. Никитин отмечает, что «не случайно структура КАС РФ, ГПК РФ и АПК РФ, а также общий порядок рассмотрения административных и гражданских дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в значительной мере совпадают» [1, с. 14].

Вместе с тем, анализ положений собственно административного судопроизводства позволяет сделать вывод о том, что процедуры данной области юридических взаимоотношений обладают целым рядом особенностей. Эти особенности связаны в первую очередь с тем, что предметом административного судопроизводства являются правовые конфликты, споры и иные дела, которые возникают в сфере публичных правоотношений.

Рассмотрение субъектного состава административного судопроизводства позволил сделать вывод о том, что участниками административных дел, с одной стороны, выступают частные лица (граждане или организации), а с другой – публичные (властные) органы или должностные лица. При разрешении административных дел деятельность суда направлена, прежде всего, на проверку законности правовых актов и действий властных субъектов, поскольку одной из задач административного судопроизводства является укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (ст. 3 КАС РФ).

Публичный характер административных дел обусловливает особенности процессуального порядка их разрешения. Прежде всего, речь идет о более активной роли суда в процессе. Так, в соответствии со статьей 213 КАС РФ по делам об оспаривании нормативных и индивидуальных правовых актов, а также по административным делам о защите избирательных прав суд при проверке законности спорных правовых актов или действий не связан основаниями и доводами заявленных заинтересованными лицами требований [3].

К числу особенностей процедур административного судопроизводства можено также отнести и то, что при его реализации имеются ограничения в применении примирительных процедур (ст. 137 КАС РФ) [3], в том числе соглашений о примирении сторон, а также распорядительных действий сторон (отказ от иска, признание исковых требований). По ряду категорий административных дел заключение соглашений о примирении вообще не допускается, например, по делам об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 12 ст. 213 КАС РФ) [3].

Следует указать и на то, что по административным делам применяются специальные правила распределения обязанности по доказыванию (на властном субъекте лежит обязанность доказать законность своего спорного акта или действия). К числу специфических черт административного судопроизводства относят также возможность широкого применения различных мер процессуального принуждения (штраф, привод и др.), в том числе за неявку в судебное заседание.

Отдельные виды административных дел, перечисленные в ч. 3 ст. 1 КАС РФ (дела о временном помещении в специальное учреждение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы), по существу связаны с применением мер уголовного или административного воздействия, и поэтому целый ряд общих положений КАС РФ при рассмотрении таких дел фактически не применяется.

Таким образом, под нормативными источниками административного судопроизводства принято понимать «определенные правовые акты, документы, которые содержат процессуальные нормы, регулирующие порядок осуществления правосудия по административным делам» [1, с. 15].

Система источников административного судопроизводства может быть представлена в виде схемы (Рис. 2).

Источниками российского гражданского процессуального права могут выступать международные договоры, в которых участвует Российская Федерация. В частности, широкий спектр положений, Конвенции от 4 ноября 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод» (Европейская конвенция), составляет основу положений административного судопроизводства в России. Прежде всего, речь идет о тех положениях Европейской конвенции, которые регулируют вопросы защиты основных прав и свобод человека и гражданина в европейских странах, в том числе определяют права на справедливое судебное разбирательство гражданских, уголовных и административных дел).

Вместе с тем, базовым, ведущим источником административного судопроизводства в Российской Федерации являются национальные нормативно-правовые акты, в частности, федеральное законодательство. В соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции РФ процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации []. Это означает, что административное судопроизводство не может регулироваться законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как отмечает А.А. Муравьев, «значение Конституции РФ как источника правового регулирования административного судопроизводства заключается также в том, что в ней закреплены основные конституционные принципы правосудия и конституционные права граждан, связанные с осуществлением административного судопроизводства (ст. 19, 46, 47, 118, 120, 123 и др.). Суд в административном судопроизводстве вправе применять Конституцию РФ как акт прямого действия» [5].

Порядок осуществления административного судопроизводства в судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами: «О судебной системе Российской Федерации», «О военных судах РФ», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», а также Кодексом административного судопроизводства РФ и другими федеральными законами (ч. 2 ст. 2 КАС РФ).

В них раскрываются и детализируются конституционные положения, касающиеся устройства судов, их системы, статуса судей, порядка их назначения, основных принципов судебного процесса, подсудности дел и др.

Главенствующее место в системе российских нормативных правовых актов занимает Конституция РФ, которая имеет прямое действие, в том числе при установлении порядка осуществления правосудия по административным делам. В Конституции РФ закрепляются основные фундаментальные положения административного судопроизводства. Иные нормативные правовые акты, в том числе федеральные законы, должны соответствовать Конституции РФ.

Порядок осуществления правосудия по административным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, главным образом регламентирован Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ). Кодекс административного судопроизводства РФ представляет собой кодифицированный федеральный закон, который регулирует порядок судопроизводства по административным делам, осуществляемого судами общей юрисдикции. Важно отметить, что «КАС РФ законодательно закрепил все основные принципы административного судопроизводства, которые в полном объеме соответствуют международным стандартам административного судопроизводства» [].

Помимо КАС РФ процессуальные нормы могут содержаться и в иных федеральных законах: Налоговом кодексе РФ, «Об основных гарантиях избирательных прав», «О политических партиях», «О правовом положении иностранных граждан в РФ», «Об административном надзоре», «Об исполнительном производстве» и др.

Источниками арбитражного процессуального права в ряде случаев могут выступать и подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента РФ («О центральном органе РФ по конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов» от 24 августа 2004 г. № 1101), постановления Правительства РФ («О бланках исполнительных листов» от 31 июля 2008 г. № 579), нормативные акты федеральных органов исполнительной власти РФ (Приказ МВД России от 08.07.2011 № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

Важное значение в регулировании порядка осуществления судопроизводства по административным делам имеет судебная практика: решения Европейского Суда по правам человека (Постановление ЕСПЧ от 24.07.2003 по делу «Рябых против Российской Федерации»), постановления Конституционного Суда РФ о проверке конституционности законов и иных нормативных предписаний (Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпромнефть»), постановления Пленума Верховного Суда РФ, в которых содержатся разъяснения по вопросам применения судами арбитражного процессуального законодательства (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

Если говорить об особенностях административного судопроизводства, то следует указать, что в соответствии с ч. 5 ст. 2 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.

Поэтому при внесении изменений в законодательство об административном судопроизводстве дела, находящиеся в производстве судов первой, апелляционной и кассационной инстанций и не рассмотренные ими к моменту вступления в силу указанных изменений, рассматриваются уже по новым процессуальным правилам (ст. 3–4 ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ»).

В то же время при осуществлении правосудия по административному делу суд может столкнуться с ситуацией отсутствия в законодательстве об административном судопроизводстве норм, регулирующих те или иные отношения, возникающие в ходе рассмотрения конкретного дела (пробел в процессуальном законе). В этом случае суд может применить по аналогии соответствующие нормы гражданского или арбитражного процессуального законодательства, которое наиболее близко по своей природе административному судопроизводству, а при отсутствии таких нормы суд действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (ч. 4 ст. 2 КАС РФ).

Таким образом, в настоящее время сформированы правовые основы регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации: структура документов представлена международными договорами Российской Федерации, отечественными нормативно-правовыми актами, а также судебной практикой, занимающей одну из ведущих позиций в системе управления отношениями в области административного судопроизводства. Следует указать, что особое значение в организационно-правовом механизме управления играет Кодекс административного судопроизводства РФ: несмотря на то, что зачастую в оценках экспертов звучит мнение о достаточно запоздалом характере принятия данного документа [7], указанный шаг послужил основой для формирования полноценной системы законодательного урегулирования административных процессуальных отношений, а также стал драйвером развития научных представлений о целях, задачах и направлениях развития административного судопроизводства как независимой отрасли законодательства.


Библиографический список
  1. Административное судопроизводство: Учебник / Под ред. С.В. Никитина – М.: РГУП, 2018. – 312 с.
  2. Зверева Т.В. Особенности осуществления административного судопроизводства в России и зарубежных странах // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/03/88912 (дата обращения: 18.05.2019).
  3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 10. Ст. 1391.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398         .
  5. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации / Под общей редакцией д.ю.н., профессора А.А. Муравьева [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008045425 (дата обращения: 01.05.2019).
  6. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 416 с.
  7. Старилов Ю.Н. Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – важнейший этап судебной реформы и модернизации административно-процессуального законодательства // Вестник Воронежского государственного ун-та. Серия: Право. 2015. № 2. С. 8–15.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Зверева Тамара Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация