На сегодняшний день уголовно-исполнительная система (далее УИС) является одним из основных государственных органов, реализующих такую меру уголовно-процессуального пресечения как содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
в уголовно-исполнительной системе выступают:
- следственные изоляторы (далее СИЗО);
- помещения, функционирующие в режиме СИЗО – создаются на базе исправительных колоний и тюрем УИС.
По состоянию на 1 января 2019 г. в УИС имеется 211 СИЗО и 97 помещений, функционирующие в режиме СИЗО. В данных учреждениях на отчетный период содержалось 99722 подозреваемых и обвиняемых [1].
К сожалению, на сегодняшний день так и не решён теоретический вопрос о правовой природе поощрительных норм и их реализации [2, с. 53].
Не определённость в теоретической основе не позволяет в полной мере реализовать их и в практической деятельности учреждений и органов УИС.
Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [3] в целях стимулирования правопослушного поведения и исполнения ими своих обязанностей предусмотрел возможность применения к указанным лицам меры поощрения и взыскания. Порядок и основания применения мер поощрения закреплен в ст. 37 вышеуказанного Федерального закона.
Так, за примерное выполнение обязанностей, соблюдение установленного порядка содержания под стражей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться следующие меры поощрения:
- досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
- денежная премия за лучшие показатели в работе.
Для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых предусмотрена частная мера поощрения, а именно возможность демонстрации дополнительного фильма, разрешение на дополнительное посещение помещения для спортивных занятий, а также на другие формы проведения досуга. На наш взгляд, данная мера поощрения применительно
к несовершеннолетним является достаточно действенной, поскольку повседневная рутина для данных подозреваемых и обвиняемых является трудно воспринимаемой, поэтому её разнообразие положительно влияет на поведенческий компонент.
Денежная премия как мера поощрения не реализуется в силу того, что данные выплаты должны производиться за счёт средств, получаемых от труда подозреваемых и обвиняемых. На сегодняшний день данное положение не реализуется по следующим причинам:
- в силу экономического состояния Российской Федерации;
- не подготовленности учреждений данного вида к осуществлению самостоятельного производства трудом подозреваемых и обвиняемых.
Данный перечень не может в полной мере простимулировать подозреваемого и обвиняемого к примерному выполнению своих обязанностей.
В целях стимулирования правопослушного поведения подозреваемых
и обвиняемых, содержащихся под стражей в следственном изоляторе, целесообразно расширить перечень предусмотренных законом мер поощрения (ст. 37 Федерального закона), включив в него:
- объявление благодарности;
- увеличение продолжительности прогулки;
- разрешение дополнительного свидания с родственниками.
Благодарность носит больше морально-мотивационный характер и должна побуждать совершать дополнительные положительные поступки.
Необходимо рассмотреть предоставление дополнительного времени для прогулки для разных категорий лиц:
- для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей до трех лет, не установлены ограничения по прогулке;
- для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых прогулка не может быть меньше двух часов;
- все остальные подозреваемые и обвиняемые, в том числе и выдворенные в карцер пользуется правом прогулки не менее одного часа.
Необходимо отметить, что большинству категорий лиц дополнительные часы прогулки могут вызвать заинтересованность в соблюдении установленных режимных требований.
Поскольку подозреваемому и обвиняемому в соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона разрешено не более двух свиданий в течение месяца с родственниками и близкими и то по решению органа, в котором находится уголовное дело, то возможность предоставления дополнительного свидания может стать дополнительным стимулом для подозреваемых и обвиняемых.
Нововведения позволят администрации следственного изолятора применять меры поощрения к большему числу подозреваемых и обвиняемых, индивидуализировать работу с заключенными под стражу. Несомненно, не все категории вышеперечисленных лиц встают на путь исправления, поэтому необходимо расширить и перечень мер взысканий, применяемых к подозреваемым и обвиняемым. Статьей 38 Федерального закона предусмотрены две меры дисциплинарного взыскания:
- выговор;
- выдворение в карцер или в одиночную камеру.
Данные взыскания не позволяют дифференцированно подходить к правонарушителям. В силу того, что какого-то достаточно только предупредить, а некоторым лицам и выдворение в карцер будет небольшой мерой воспитательного воздействия. Поэтому предлагается дополнить меры взыскания такими взысканиями как:
- предупреждение;
- внеочередное дежурство по уборке помещения.
Такое взыскание как предупреждение будет носить как юридическое воздействие, то есть лицо будет считаться подвергнутым дисциплинарному наказанию, так и морально-правовое воздействие.
Внеочередное дежурство, на наш взгляд, будет больше воздействовать на моральную сторону подозреваемого и обвиняемого, что может положительно отразиться на его поведении.
Таким образом, при включении данных поправок, на наш взгляд, процесс воспитательной работы с подозреваемыми и обвиняемыми будет строить гораздо проще, хотя бы, потому что ассортимент мер поощрений и взысканий расширится, и можно будет индивидуализировать применение данных средств в зависимости от личности и мотивации подозреваемого и обвиняемого.
Библиографический список
- http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/, -официальный сайт ФСИН России (дата обращения: 26.01.2019).
- Мухтарова Ю. Ш. О мерах поощрения и взыскания, применяемых к осужденным в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1. – С. 53.
- О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: [Федер. закон от 15 июля 1995 ред. от 28 дек. 2016 № 103-ФЗ] // Рос.газ., № 29, ст. 37.