Научный руководитель: Шамигулова О.А.
Проверка и оценка образовательных результатов обучения является одной из самых важных составляющих учебного процесса. От правильной постановки задач и планируемых результатов обучения учащихся средней и старшей школы зависит точность усвоения учебного материала и формирование умений и навыков для решения задач как предоставленных программой федерального государственного образовательного стандарта, так и тех, с которыми ребенку предстоит столкнуться в реальной жизни за пределами школы.
Особенность результатов в обучении обществознанию заключается в том, что данный предмет прямо или косвенно взаимодействует с каждым учебным предметов в системе школьного образования. Предметом проверки и оценки на уроке обществознания являются универсальные учебные действия. Ребенок должен научиться учиться. При проведении контроля должен использоваться предметно-деятельностный подход, который подразумевает не воспроизводящее накопление фактических знаний, а становление личности учащегося, как человека, способного формулировать и решать задачи в любых учебных условиях [5].
Суть данного подхода в том, что новые знания не даются в готовом виде, а ученик должен самостоятельно формулировать для себя способы понимания и запоминания новой информации и подходить к ее оценке критически. Преподаватель же должен ставить перед учащимся задачи, сходные с жизненными ситуациями и осуществлять проверку способов действий с предметным содержанием, вместо привычного «назови», «повтори», «перечисли», учитель говорит «классифицируй», «объясни», «аргументируй».
Правильно сформулированные результаты обучения и воспитания и построенный на их основе процесс проверки и оценки умений, знаний и навыков учащихся, позволяет не только оценить промежуточные и итоговые результаты обучения, но и вовремя оказать ребенку необходимую помощь в усвоении учебного материала и его систематизации, и, в конечном итоге, способствует эффективному применению полученных знаний для решения задач, возникающих в реальной жизни.
Проверка результатов обучения может осуществляться на каждом этапе урока обществознания. Целью проверки является выявление уровня учебных достижений, которые предусмотрены ФГОС и образовательной программой.
Основными функциями проверки и оценки образовательных результатов являются: обучающая и контрольно – оценочная, которая подразделяется на текущий, тематический, периодический и итоговый контроль.
Текущий контрольно – оценочный процесс (осуществляется на каждом уроке) дает педагогу возможность вовремя ликвидировать пробелы в усвоении учеником учебного материала, наметить путь дальнейшего учебно – воспитательного процесса, скорректировать содержание и приемы, применяемые в процессе донесения информации до учащихся, установить взаимосвязь между ранее усвоенным материалом, свежими знаниями и их применением к реальным жизненным ситуациям.
Тематический контроль (осуществляется по окончании темы или раздела) позволяет проверить знания и умения по конкретной теме, узнать, сможет ли ученик найти точки соприкосновения с другими темами, сможет ли сделать обобщающий вывод. При этом контроль необходимо осуществлять целенаправленно, всесторонне, и, самое главное, объективно. Необходимо так же осуществлять как фронтальную, так и индивидуальную проверку.
Периодический контроль осуществляет проверку результатов за достаточно долгосрочный период – четверть или полугодие.
Итоговая проверка проводится в конце учебного года, ее результатом становятся оценки ученика за усвоение программы определенного класса [1].
Проверка результатов обучения выполняет сразу несколько разных функций:
- контролирующую (позволяет педагогу оценить свою работу и работу учащихся);
- обучающую (в процессе выполнения практических заданий, ученик учится искать новые пути решения, обдумывает не только свой ответ, но так же ответы своих одноклассников, учится отстаивать свое мнение и грамотно его аргументировать);
- воспитательную (осознание того, что знания ученика будут регулярно проверяться, воспитывает в учащемся ответственное отношение к процессу обучения, а так же учит самостоятельно решать задачи и оценивать свои возможности);
- образовательную (позволяет усвоить ребенку новый материал);
- развивающую (в процессе изучения предмета обществознания и любого другого предмета у обучающихся развивается кругозор, происходит стимуляция познавательной активности, развитие творческих способностей) [3].
Проверка и оценка усвоения учебного материала вызывает положительный эффект, при получении хорошей оценки своего труда, ребенок старается проявить себя с лучшей стороны, познает границы своего знания и незнания, что позволяет формироваться таким личностным качествам, как склонности, способности и интересы [4].
Существуют различные виды и формы проверки и оценки результатов обучения. Прежде всего, это письменные и устные формы, практические (решение поставленных учителем задач), индивидуальные, групповые и фронтальные, а так же комбинированные.
Все чаще применяются и нетрадиционные формы проверки, которые позволяют разнообразить учебный процесс и заинтересовать учащихся в углублении знаний по изучаемой теме, а так же приблизить формы работы на уроке к реальным жизненным ситуациям. Например: проведение урока – опроса в форме мероприятия «Своя игра». Данный вид проверки и оценки формирует сплоченность (деление класса на две или три команды), конкуренцию (между командами), способность сотрудничать (прислушиваться к мнению члена своей команды, сообща принимать решения, анализировать, обобщать и сравнивать информацию). Проведение дискуссий по темам уроков с применением актуальной информацией по проблемам в обществе и в мире. Подготовка небольших сообщений и их защита, терминологические и хронологические диктанты и многое другое [6].
Система проверки результатов образования многогранна и, разумеется, должна содержать в себе проверку теоретических знаний и их практическое применение, как на уроке, так и в реальной жизни.
При составлении плана проверки и оценки образовательных результатов педагогу необходимо, прежде всего, определить: цель контроля, что именно он будет проверять (какой раздел будет оцениваться, какие задачи должен уметь решить учащийся), и каким образом он будет осуществлять проверку знаний.
Виды и формы диагностики должны быть выбраны учителем в соответствии с поставленными целями и планируемыми личностными, предметными и метапредметными результатами. Обязательно должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности каждого учащегося. Дифференцированный подход позволяет подобрать оптимальные задания с учетом скорости выполнения работы слабыми и сильными учащимися. Для каждого ребенка задания должны быть сложными, но решаемыми и лежать в зоне ближайшего развития [5].
Для разных учащихся одни и те же задания могут быть слишком легкими или, наоборот, непосильно трудными. Такой ситуации допускать нельзя. Необходимо аккуратно выравнивать общую успеваемость в классе, но при этом каждый ученик должен развиваться. Нельзя допускать, чтобы один ученик быстро все решил и сидел без дела оставшуюся часть урока. Точно так же нельзя допускать той ситуации, когда сильные ученики решают поставленные учителем задачи, а слабые не решают, потому что не знают с какой стороны подойти к решению задачи, или не понимают ее формулировку. Именно поэтому в проверке и оценки образовательных результатов должен применяться дифференцированный подход [2].
Библиографический список
- Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории для студентов высших учебных заведений. – ВЛАДОС, 2003.
- Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
- Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии. – М., 2007.
- Подласый И. П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2007.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы) от 17.12.2010.
- Юнина Е. А. Технологии качественного обучения в школе. – М., 2007.