УДК 519.862

ЭКОНОМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

Седых Игорь Николаевич1, Симаков Дмитрий Владимирович1
1Обнинский институт атомной энергетики Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», студент магистратуры отделения социально-экономических наук

Аннотация
Одним из ключевых показателей, определяющих уровень социального развития принято считать уровень качества жизни населения. Исследования по данному вопросу включают в себя как формирование и анализ индикаторов качества жизни населения, так и попытки эконометрического моделирования. В данной статье рассматривается модель, в основе которой лежит количество учащихся и объем государственных инвестиций в образование, поскольку данная сфера в дальнейшем определяет качество жизни каждого гражданина. В качестве примера анализируется регион – Республика Карелия.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Седых И.Н., Симаков Д.В. Эконометрическая модель качества жизни населения региона // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/05/86478 (дата обращения: 27.11.2021).

1. Введение

В условиях реализации рыночных механизмов в экономике каждой страны возникает проблема увеличения уровня жизни населения, выступает приоритетной в социально-экономических исследованиях, поскольку ее решение может привести к оптимальному распределению и перераспределению финансовых потоков между разными группами населения, обеспечению стабильного развития регионов государства и, следовательно, устойчивости в обществе. Уровень жизни выступает сложной многоплановой экономической категорией, которая количественно характеризует степень удовлетворения различных потребностей всех слоев населения, обеспеченность граждан всеми необходимыми материальными благами общества [2].

На качество жизни людей каждого региона воздействует существенное число факторов.  Внедрение региональных социально-экономических программ подразумевает учет, научный анализ и экономическую оценку интегральных характеристик полного набора индикаторов качества жизни населения с тем, чтобы извлечь достоверную и обоснованную картину настоящей ситуации и сформировать научно обоснованную систему мер влияния на ключевые элементы качества жизни людей.

2.Методы измерения и факторы качества жизни

Ключевым фактором определения качества жизни населения выступает количество учащихся, а также качество полученного образования. По законам математической логики, для доказательства гипотезы «чем выше уровень образования, тем выше качество жизни» нужно доказать два утверждения: необходимость – если образование качественно, то качественна и сама жизнь человека; достаточность – если качественная жизнь, то качественное и образование.
Если образование является качественным (то есть человек способен использовать в практической деятельности знания, которые были получены в образовательном учреждении), то показатель качества жизни будет достаточно высоким. Следовательно, выполняется критерий качества жизни в виде получения работы и профессионального самоутверждения, далее человек будет иметь некоторое материальное благополучие, здоровье и социальный статус [4]. 

3. Эконометрическая модель зависимости качества жизни от количества учащихся и государственных инвестиций в образование.

Индикатором качества жизни населения, а также фактором, который способствует его увеличению, выступает количество учащихся на 10 тыс. населения региона. По Республике Калмыкия предложенный показатель за три анализируемых года имеет положительную динамику. Так, в 2015 году количество студентов в регионе составляло 328 человека на 10 тыс. населения, а в 2017 году 350. Если брать отдельную долю учащихся от общей численности молодежи до 24 лет, то эта доля составит в 2017 г. составила 65,3% [5].

Уровень образования населения зависит от следующих факторов: х9 – рентабельность образования, %; х10 – объем государственных инвестиций в образование, млн. руб. Технология построения модели отражает зависимость уровня образования населения (О) от х9 – рентабельности образования и х10 – объема государственных инвестиций в образование.

Таблица 1. Исходные данные для создания модели

Годы

О, %

х9, %

х10, %

2015

52,70

6,25

48,46

2016

58,40

8,34

53,84

2017

65,30

12,35

127,8

Степенной двухфакторной модели соответствует уравнение регрессии:

О = а * х9b * x10c         (1)

Построению модели предшествует процесс линеаризации переменных, который проводится путем логарифмирования обеих частей уравнения:

lnO = lna + b * lnx9 + c * lnx10         (2),

Для нахождения параметров уравнения 2 был использован метод наименьших квадратов (МНК).

Таблица 2. Результаты корреляционного анализа

lnx9

lnx10

lnO

lnx9

1

lnx10

0,999517

1

lnO

0,99624

0,999253

1

Анализ матрицы парных коэффициентов корреляции наглядно показывает, что между уровнем образования молодежи и факторами x9 – рентабельность образования и x10 – объем государственных инвестиций в образование присутствует связь, поскольку значения коэффициентов корреляции больше, чем 0,7.

Таблица 3. Результаты регрессионного анализа

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

y-пересечение

3,365433

0,146545

23,467741

lnx9

0,356442

0,116322

3,100362

lnx10

0,003240

0,001634

2,012350

Следовательно, уравнение линейной регрессии будет иметь вид:

y = 3,365 + 0,356 * x9 + 0,003 * x10

Модель степенной регрессии можно получить посредством потенцирования обеих частей:

O = 28,3632 * x90,356 * x100,003       (3)

Параметры уравнения 3 показывают, что при изменении рентабельности образования на 1% (при перманентном уровне инвестиций в образование) уровень образования учащихся повысится на 0,356%, а при повышении объема государственных инвестиций на 1% (при перманентном уровне рентабельности образования) результативный признак увеличится на 0,003%.

4. Основные направления увеличения качества жизни в регионе

Для увеличения уровня жизни граждан необходимо решать задачи целого комплекса проблем, как экономической, так и социальной направленности: сохранение политической стабильности в обществе, устойчивый рост производства, сокращение цен, увеличение заработной платы, улучшение качества и доступности образования. Неотъемлемой частью уровня жизни выступает качество образования и количество учащихся. Очевидно, что при достойном образовании, индивид способен реализовать собственный потенциал в полной мере. Безусловно для реализации себя необходим определенный фундамент, который и должно обеспечивать государство. В данный момент государством осуществляются три ключевых направления регулирования уровня жизни, в том числе, посредством государственных минимальных стандартов, мониторинга заработной платы и социального развития. Для комплексного преодоления отрицательных тенденций низкого уровня качества жизни необходима проработка государственной программы увеличения качества жизни, которая была бы адаптирована для конкретных регионов.


Библиографический список
  1. Гефан Г. Д., Айвазян, Э. А., Кравченко А. В.  Эконометрическая модель социального, экономического и политического развития стран мира // Информационные технологии и проблемы математического моделирования сложных систем. – 2015. – № 13. – С. 39-49.
  2. Иванова И.А. Моделирование региональной инновационной деятельности в России // Регионология. – 2014. – № 4. – С. 31-37.
  3. Прокофьев О.В. Эконометрическая модель индекса человеческого развития // Символ науки. – 2016. – № 1-1 (13). – С. 166-168.
  4. Учительская газета. Чем выше уровень образования, тем выше качество жизни. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.ug.ru/archive/51705 (дата обращения 04.05.2018).
  5. Федеральная служба государственной статистики. Образование. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.gks.ru (дата обращения 05.05.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Седых Игорь Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация