1. Введение
В условиях реализации рыночных механизмов в экономике каждой страны возникает проблема увеличения уровня жизни населения, выступает приоритетной в социально-экономических исследованиях, поскольку ее решение может привести к оптимальному распределению и перераспределению финансовых потоков между разными группами населения, обеспечению стабильного развития регионов государства и, следовательно, устойчивости в обществе. Уровень жизни выступает сложной многоплановой экономической категорией, которая количественно характеризует степень удовлетворения различных потребностей всех слоев населения, обеспеченность граждан всеми необходимыми материальными благами общества [2].
На качество жизни людей каждого региона воздействует существенное число факторов. Внедрение региональных социально-экономических программ подразумевает учет, научный анализ и экономическую оценку интегральных характеристик полного набора индикаторов качества жизни населения с тем, чтобы извлечь достоверную и обоснованную картину настоящей ситуации и сформировать научно обоснованную систему мер влияния на ключевые элементы качества жизни людей.
2.Методы измерения и факторы качества жизни
Ключевым фактором определения качества жизни населения выступает количество учащихся, а также качество полученного образования. По законам математической логики, для доказательства гипотезы «чем выше уровень образования, тем выше качество жизни» нужно доказать два утверждения: необходимость – если образование качественно, то качественна и сама жизнь человека; достаточность – если качественная жизнь, то качественное и образование.
Если образование является качественным (то есть человек способен использовать в практической деятельности знания, которые были получены в образовательном учреждении), то показатель качества жизни будет достаточно высоким. Следовательно, выполняется критерий качества жизни в виде получения работы и профессионального самоутверждения, далее человек будет иметь некоторое материальное благополучие, здоровье и социальный статус [4].
3. Эконометрическая модель зависимости качества жизни от количества учащихся и государственных инвестиций в образование.
Индикатором качества жизни населения, а также фактором, который способствует его увеличению, выступает количество учащихся на 10 тыс. населения региона. По Республике Калмыкия предложенный показатель за три анализируемых года имеет положительную динамику. Так, в 2015 году количество студентов в регионе составляло 328 человека на 10 тыс. населения, а в 2017 году 350. Если брать отдельную долю учащихся от общей численности молодежи до 24 лет, то эта доля составит в 2017 г. составила 65,3% [5].
Уровень образования населения зависит от следующих факторов: х9 – рентабельность образования, %; х10 – объем государственных инвестиций в образование, млн. руб. Технология построения модели отражает зависимость уровня образования населения (О) от х9 – рентабельности образования и х10 – объема государственных инвестиций в образование.
Таблица 1. Исходные данные для создания модели
Годы |
О, % |
х9, % |
х10, % |
2015 |
52,70 |
6,25 |
48,46 |
2016 |
58,40 |
8,34 |
53,84 |
2017 |
65,30 |
12,35 |
127,8 |
Степенной двухфакторной модели соответствует уравнение регрессии:
О = а * х9b * x10c (1)
Построению модели предшествует процесс линеаризации переменных, который проводится путем логарифмирования обеих частей уравнения:
lnO = lna + b * lnx9 + c * lnx10 (2),
Для нахождения параметров уравнения 2 был использован метод наименьших квадратов (МНК).
Таблица 2. Результаты корреляционного анализа
lnx9 |
lnx10 |
lnO |
|
lnx9 |
1 |
||
lnx10 |
0,999517 |
1 |
|
lnO |
0,99624 |
0,999253 |
1 |
Анализ матрицы парных коэффициентов корреляции наглядно показывает, что между уровнем образования молодежи и факторами x9 – рентабельность образования и x10 – объем государственных инвестиций в образование присутствует связь, поскольку значения коэффициентов корреляции больше, чем 0,7.
Таблица 3. Результаты регрессионного анализа
Коэффициенты |
Стандартная ошибка |
t-статистика |
|
y-пересечение |
3,365433 |
0,146545 |
23,467741 |
lnx9 |
0,356442 |
0,116322 |
3,100362 |
lnx10 |
0,003240 |
0,001634 |
2,012350 |
Следовательно, уравнение линейной регрессии будет иметь вид:
y = 3,365 + 0,356 * x9 + 0,003 * x10
Модель степенной регрессии можно получить посредством потенцирования обеих частей:
O = 28,3632 * x90,356 * x100,003 (3)
Параметры уравнения 3 показывают, что при изменении рентабельности образования на 1% (при перманентном уровне инвестиций в образование) уровень образования учащихся повысится на 0,356%, а при повышении объема государственных инвестиций на 1% (при перманентном уровне рентабельности образования) результативный признак увеличится на 0,003%.
4. Основные направления увеличения качества жизни в регионе
Для увеличения уровня жизни граждан необходимо решать задачи целого комплекса проблем, как экономической, так и социальной направленности: сохранение политической стабильности в обществе, устойчивый рост производства, сокращение цен, увеличение заработной платы, улучшение качества и доступности образования. Неотъемлемой частью уровня жизни выступает качество образования и количество учащихся. Очевидно, что при достойном образовании, индивид способен реализовать собственный потенциал в полной мере. Безусловно для реализации себя необходим определенный фундамент, который и должно обеспечивать государство. В данный момент государством осуществляются три ключевых направления регулирования уровня жизни, в том числе, посредством государственных минимальных стандартов, мониторинга заработной платы и социального развития. Для комплексного преодоления отрицательных тенденций низкого уровня качества жизни необходима проработка государственной программы увеличения качества жизни, которая была бы адаптирована для конкретных регионов.
Библиографический список
- Гефан Г. Д., Айвазян, Э. А., Кравченко А. В. Эконометрическая модель социального, экономического и политического развития стран мира // Информационные технологии и проблемы математического моделирования сложных систем. – 2015. – № 13. – С. 39-49.
- Иванова И.А. Моделирование региональной инновационной деятельности в России // Регионология. – 2014. – № 4. – С. 31-37.
- Прокофьев О.В. Эконометрическая модель индекса человеческого развития // Символ науки. – 2016. – № 1-1 (13). – С. 166-168.
- Учительская газета. Чем выше уровень образования, тем выше качество жизни. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.ug.ru/archive/51705 (дата обращения 04.05.2018).
- Федеральная служба государственной статистики. Образование. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.gks.ru (дата обращения 05.05.2018).