ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Мочалова Анастасия Сергеевна1, Ротанова Валерия Александровна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Власова Анастасия Андреевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
Авторы данной статьи анализируют роман «Мастер и Маргарита» с точки зрения его художественного своеобразия. Ведутся рассуждения по поводу полифонии жанра, а также рассматриваются такие характерные особенности, как роман в романе, реминисценция и другие приёмы.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Мочалова А.С., Ротанова В.А., Торопова А.И., Власова А.А. Художественное своеобразие романа Булгакова «Мастер и Маргарита» // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/03/86021 (дата обращения: 14.03.2024).

Роман «Мастер Маргарита» появился в последние годы жизни Михаила Булгакова. Сам писатель считал это произведение самым значительным в своём творчестве. По всей видимости, именно в этом романе он, используя весь свой жизненный опят, поднял массу важнейших вопросов человечества.

Довольно сложно определяется жанр произведения. Роман очень полифоничен: его можно назвать и фантастическим, и историческим, и философским, даже сатирическим. На основе этого Булгаков создал непревзойденную атмосферу трёх миров. Воланд и его свита – главные представители фантастической стороны романа. Роль этих героев в произведении достаточно велика. Они обнажают людские пороки московского мира тех времен. Дьявол, сатана, «дух зла», «повелитель теней» появляется в городе, чтобы посмотреть, как он изменился. Но, к его удивлению, люди здесь всё такие же алчные и безнравственные. Довольно странно, но Воланд не только карает грешников, но и награждает достойных.  Мастеру и Маргарите он дарует вечный покой. Фантастика позволяет Булгакову наиболее глубоко раскрыть нравственные и философские проблемы. [1]

Московский мир – это мир псевдописателей МАССОЛИТа и других жителей города. Литераторы этого объединения находятся в погоне за деньгами и роскошью, забывая о своём настоящем предназначении. Берлиоз ради собственной выгоды пытается убедить поэта Бездомного в отсутствии Бога, за что оказывается обезглавленным. Н.И. Босой, преследуя корыстные цели, также попадает в ловушку. Эти сцены иллюстрируют артрофию человеческих качеств у людей.

Роман «Мастер и Маргарита» оригинален также благодаря его «библейской» части. Главные герои этих глав – пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого становится Иисус Христос. Именно в этой части романа Булгаков использует такой прием, как реминисценция – черты, признаки, отзвуки ранее написанного произведения. Писатель проводит параллель с Библией, где Иисус, как и Иешуа, был казнен за свои идеи.

Нельзя не заметить тонкую аналогию между героями романа из разных миров. Идеи Мастера и Иешуа не были признаны народом и за это они терпели огромные муки. Левий Матвей пытался спасти Га-Ноцри и предать его земле. Точно так же, как и Маргарита хотела покоя для любимого Мастера. Иуда предает Иешуа из—за корыстолюбия. Латунский, руководствуясь алчными целями, критикует роман о Понтии Пилате. [2]

Одна из наиболее ярких художественных особенностей произведения «Мастер и Маргарита» – это роман в романе. Из-за своего произведения Мастер становится изгоем. Роман о Понтии Пилате является идейным центром всего произведения. С помощью данного приёма автор еще раз подчеркивает, что праведник во все времена всегда остается непризнанным.

Таким образом, роман «Мастер и Маргарита» – это история о вечных ценностях и людских пороках, которые их разрушают. Несчетное количество проблем, поднятых в произведении, позволяют читателю задуматься о своих поступках и смысле жизни.


Библиографический список
  1. Амусин М. “Ваш роман вам принесет еще сюрпризы” (о специфике фантастического в “Мастере и Маргарите”) // Вопросы литературы. №2. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2005/2/amu5.html
  2. Иваньшина Е.А. Аппаратура Мастера: о сновидческом смысле композиции “Мастера и Маргариты” // Новый филологический вестник №2 (33). -2015. С. 103-118


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сочнева Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация