Роман «Мастер Маргарита» появился в последние годы жизни Михаила Булгакова. Сам писатель считал это произведение самым значительным в своём творчестве. По всей видимости, именно в этом романе он, используя весь свой жизненный опят, поднял массу важнейших вопросов человечества.
Довольно сложно определяется жанр произведения. Роман очень полифоничен: его можно назвать и фантастическим, и историческим, и философским, даже сатирическим. На основе этого Булгаков создал непревзойденную атмосферу трёх миров. Воланд и его свита – главные представители фантастической стороны романа. Роль этих героев в произведении достаточно велика. Они обнажают людские пороки московского мира тех времен. Дьявол, сатана, «дух зла», «повелитель теней» появляется в городе, чтобы посмотреть, как он изменился. Но, к его удивлению, люди здесь всё такие же алчные и безнравственные. Довольно странно, но Воланд не только карает грешников, но и награждает достойных. Мастеру и Маргарите он дарует вечный покой. Фантастика позволяет Булгакову наиболее глубоко раскрыть нравственные и философские проблемы. [1]
Московский мир – это мир псевдописателей МАССОЛИТа и других жителей города. Литераторы этого объединения находятся в погоне за деньгами и роскошью, забывая о своём настоящем предназначении. Берлиоз ради собственной выгоды пытается убедить поэта Бездомного в отсутствии Бога, за что оказывается обезглавленным. Н.И. Босой, преследуя корыстные цели, также попадает в ловушку. Эти сцены иллюстрируют артрофию человеческих качеств у людей.
Роман «Мастер и Маргарита» оригинален также благодаря его «библейской» части. Главные герои этих глав – пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого становится Иисус Христос. Именно в этой части романа Булгаков использует такой прием, как реминисценция – черты, признаки, отзвуки ранее написанного произведения. Писатель проводит параллель с Библией, где Иисус, как и Иешуа, был казнен за свои идеи.
Нельзя не заметить тонкую аналогию между героями романа из разных миров. Идеи Мастера и Иешуа не были признаны народом и за это они терпели огромные муки. Левий Матвей пытался спасти Га-Ноцри и предать его земле. Точно так же, как и Маргарита хотела покоя для любимого Мастера. Иуда предает Иешуа из—за корыстолюбия. Латунский, руководствуясь алчными целями, критикует роман о Понтии Пилате. [2]
Одна из наиболее ярких художественных особенностей произведения «Мастер и Маргарита» – это роман в романе. Из-за своего произведения Мастер становится изгоем. Роман о Понтии Пилате является идейным центром всего произведения. С помощью данного приёма автор еще раз подчеркивает, что праведник во все времена всегда остается непризнанным.
Таким образом, роман «Мастер и Маргарита» – это история о вечных ценностях и людских пороках, которые их разрушают. Несчетное количество проблем, поднятых в произведении, позволяют читателю задуматься о своих поступках и смысле жизни.
Библиографический список
- Амусин М. “Ваш роман вам принесет еще сюрпризы” (о специфике фантастического в “Мастере и Маргарите”) // Вопросы литературы. №2. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2005/2/amu5.html
- Иваньшина Е.А. Аппаратура Мастера: о сновидческом смысле композиции “Мастера и Маргариты” // Новый филологический вестник №2 (33). -2015. С. 103-118