Совершенствование организационной культуры представляет огромный интерес со стороны бизнес-организаций, предприятий, занимающихся производством материальных благ. В связи с этим возникает необходимость в практических проекциях культурологии как науки: разработке обоснований, методов и способов принятия организационных решений, способствующих модернизации культурной составляющей процесса производства, что напрямую способствует повышению его (экономической) эффективности [1, 2].
Культурология (в лице культурной антропологии), спроецированная на производство, – это бизнес-антропология; в широком смысле этого слова – «антропологическая практика», подразумевающая проекцию (теоретических) знаний на ткань практической работы производства с целью решения конкретных, связанных с культурой организации, проблем, которые возникают прежде всего у руководителей производства [3].
Более очевидна зависимость финансового успеха предприятия от культурного климата и эффективности межкультурной коммуникации на примере международного бизнеса: «Специалисты установили: если культурные различия между обществами растут в арифметической прогрессии, то трудности межкультурной коммуникации между представителями разных культур и разных классов увеличиваются в геометрической прогрессии. Нередко именно они служат причиной производственного коллапса, серьезных сбоев в работе промышленных предприятий, недопустимых управленческих ошибок и роста числа аварий» [4, с. 77].
На примере любой организации можно выделить несколько кругов «непонимания», касающихся вопросов межкультурной коммуникации (в широком смысле этого слова, не сводя недопонимание исключительно к национальным, этническим, расовым различиям):
руководитель – подчинённый;
компания – клиент;
структура организации – другие структурные подразделения.
По всем этим каналам осуществляется интенсивная коммуникация, требующая определённой «культурной конгруэнтности», эффектом которой становится успешная коммуникация, позволяющая организации функционировать слаженно, без внутренних «надрывов».
К сожалению, приходится констатировать, что в России недостаточно полно осознание потребности производства в эффективной «производственной культуре», что напрямую выражено в отсутствующем запросе общества на специалистов в области культурной антропологии, культурологии.
Однако эта тема непрерывно поднимается, в том числе экономистами, проводящими прямую зависимость экономики от культуры [5].
На Западе (начиная, в первую очередь, с США) начиная с 1930-х годов ХХ века антропологи являются востребованными специалистами в области производства: количество экспертов-культурологов на производстве к настоящему времени значительно возросло, однако ощущается их недостаток (дефицит): «Квалифицированных специалистов в области антропологии бизнеса и в бизнесе в целом катастрофически не хватает: один дипломированный антрополог (со степенью MBA) приходится на 26 выпускников школ бизнеса, а из каждых 235 магистров в области менеджмента и бизнеса всего один специалист, имеющий докторскую степень по антропологии79. Юрист Р. Фолкнер из корпорации Motorola признался, что вначале он получил ученую степень по антропологии, а уже затем окончил юридический факультет. Точно так же поступают некоторые бизнесмены и консультанты менеджмента, которые ради быстрой карьеры перебираются на азиатские, латиноамериканские и восточно-европейские рынки, где добиваются значительных результатов» [4, с. 78].
Антропологические проекции на современное производство, на наш взгляд, чрезвычайно продуктивны, если речь идёт об исследовании первобытных – исторически максимально отдалённых от текущего времени – племён, что позволяет более выпукло обнаружить как различия, так и сходства, проводя очевидные аналогии с эпохой «человеческого детства». Так, например, недавно изданная книга Даниэля Брауна и Итске Крамера «Корпоративное племя. Чему антрополог может научить топ-менеджера» прекрасно подтверждает данный тезис.
На стыке такого рода исследований рождается уникальная область бизнес-антропологии – корпоративная антропология: корпорация исследуется так же, как и первобытные племена, результатом чего становится высокая научная результативность: «Корпоративный антрополог начинает свою деятельность с тщательного феноменологического исследования офисных и цеховых пространств, сложившихся привычек, особенностей текстов, корпоративных легенд и историй о лучших (или наоборот) временах. Предметом его внимания становятся символический капитал и утопии» [6].
Корпоративный антрополог подобно культурантропологу, изучающему первобытность, «погружается в среду» организации, растворяясь в ней («Антропология требует открытости, с которой нужно смотреть, слушать и записывать в изумлении и потрясении то, о чём вы никогда бы не догадались» (М. Мид)), используя для описания организационной культуры понятийный аппарат культурной антропологии: «культура», «тотем», «племя», «обряды», «мифы», «язык», «вера», «дарообмен», «ритуал», «посвящение» …
По всей видимости, с задачей «коррекции» (изменения) культуры в организации под силу справиться только специалисту-антропологу: антропологическое образование даёт не только целостное видение культуры организации, выстраивающее детали в общую картину, но также и возможность сравнивать, проводя аналогии между различными культурами, находя универсальное в поведении людей, тем самым – (неизменные) законы, управляющие человеческим поведением.
Библиографический список
- Середа А.Ю., Пятилетова Л.В. Универсальное и уникальное в организационной культуре // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/03/24858 (дата обращения: 12.03.2018).
- Заболотских М.М., Пятилетова Л.В. Феноменология культуры: взаимосвязь культурных явлений (на примере этикета) // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/02/85764 (дата обращения: 12.02.2018).
- Шейн Э. Организационная культура и лидерство [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.fa.ru/files/Shein.pdf (дата обращения: 24.09.2017).
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология: Учебник. – М., 2005. – 688 с.
- Егоров С.В., Пятилетова Л.В. Основной вопрос философии в аспекте влияния культуры на экономику // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/22092 (дата обращения: 12.01.2018).
- Браун Д., Крамер И. Корпоративное племя. Чему антрополог может научить топ-менеджера [Электронный ресурс]. URL: https://www.alpinabook.ru/catalog/GeneralManagment/417005/ (дата обращения: 12.03.2018).