В современном мире государство требует от образовательных учреждений формирования активной, ответственной, организованной личности, которая стремиться к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Все более существенное значение в жизни людей приобретают коммуникативные навыки, умение вести диалог, дискуссии и т. д. И поэтому на сегодняшний день важной задачей в организации педагогического процесса является использование всех современных образовательных технологий.
Внедрение интерактивных методов обучения – одна из важнейших сторон совершенствования подготовки студентов в современном ВУЗе. В современном мире преподавателю недостаточно быть компетентным в своей области знаний, ему в образовательном процессе использовать современные образовательные инновации, которые в первую очередь связаны с применением интерактивных методов обучения.
Интерактивное обучение можно трактовать по – разному. Во – первых, интерактивное обучение – это обучение с применением компьютерных сетей, сети Интернет. Во – вторых, интерактивное обучение – это обучение в форме диалога, в ходе которого осуществляется взаимодействие между преподавателем и студентами, а также между самими студентами. Используя интерактивные методы обучения, преподаватель и студенты являются равноправными субъектами обучения.
Главной целью интерактивного обучения является повышение продуктивности образовательного процесса и достижение всеми студентами высокого результата обучения.
Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение на практике [1].
Главными признаками интерактивных методов обучения являются:
1) многоголосье (возможность каждому студенту высказать свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме);
2) диалог (предполагает общение в форме диалога между преподавателем и студентами);
3) свобода выбора;
4) создание ситуации успеха (основные условия для создания ситуации успеха – позитивное и оптимистичное оценивание обучающихся);
5) рефлексия (самооценка и самоанализ студентами своей деятельности в процессе обучения).
Суть применения инклюзивных методов обучения в ВУЗе заключается в погружение студентов в реальные условия делового сотрудничества по разрешению проблем и выбору верного решения.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, возможностью взаимной оценки и контроля [2].
Интерактивные методы обучения относятся к инновационным и способствуют самостоятельному анализу учебного материала студентами. Существуют различные интерактивные методы обучения. Основные три метода, которые более всех используются в процессе обучения, можно выделить следующие:
1. Деловая игра – это метод обучения, в котором имитируется рабочий процесс, деятельность руководителей и кадров управления. Другими словами, это игровое моделирование систем управления.
Данный метод способствует обработать будущие профессиональные навыки студентов. Все участники деловой игры выступают в определенных ролях и принимают решения, руководясь интересами своей роли.
Использование такого интерактивного метода, как деловая игра, способствует формированию критического мышления, навыков решения проблем и коммуникативных навыков.
2. Мозговой штурм – метод вырабатывание решений и идей при работе в группе. Целью данного метода является групповое обсуждение какой – либо проблемы и принятие решения по этой проблеме.
3. Тренинг – метод интерактивного обучения, который направлен на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.
Достоинством данного метода является то, что он гарантирует активное вовлечение всех студентов в процесс обучения.
Тренинг сочетает в себе краткие теоретические семинары и практическую отработку полученных навыков за краткий курс.
Таким образом, использование интерактивных методов обучения является одним из главных направлений улучшения подготовки студентов ВУЗа.
Библиографический список
- Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2014 №2. С. 1-18.
- Дмитриева Е. Л., Тиняков О. А., Бурдастых Е. Н., Малышева Н. С. Применение интерактивных методов в образовательном процессе высшей школы // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29).