ЗАБЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗАБЫВАНИЕ

Мокрова Ангелина Александровна1, Трубникова Ксения Дмитриевна1, Клокова Екатерина Александровна1, Чережонова Вера Николаевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент 2 курса очной формы обучения группы ППД-16-1

Аннотация
Как часто люди забывают что-то, а точнее любую, даже самую, казалось бы, важную информацию, и как долго они потом ломают свою голову над попытками вспомнить. Данная статья посвящена одному из процессов, который протекает в памяти человека и отвечает за провалы в его памяти. Он называется «забывание». Забывание - процесс в системе памяти, который проявляется в том, что у человека нет возможности вспомнить или узнать то, что он каким-то образом забыл.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мокрова А.А., Трубникова К.Д., Клокова Е.А., Чережонова В.Н. Забывание информации. Факторы, влияющие на забывание // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85561 (дата обращения: 19.04.2024).

Процесс забывания информации человеком может быть достаточно глубоким. Однако неспособность людей вспомнить какой-то материал из своей памяти вовсе не означает, что он полностью потерян. Психологи установили, что не способна забыться та информация, которая включена в деятельность личности, которая имеет огромное значение для нее, так как вовлечение в деятельность – это безопасное средство для связи информации/материала с потребностями человека, а также для его борьбы с таким процессом, как забывание.

У процесса забывания выделяют следующие факторы:

1) Забывается (не сохраняется в сознании человека) неизменяемая информация. Неизменяемая информация очень быстро оказывается ожидаемой, предвкушаемой. Более того она исчезает из человеческого сознания. Однообразие действует на людей монотонно и усыпляюще. Доведённые до автоматизма действия (к примеру, ходьба, счёт, чтение, плавание и прочее) уже не могут восприниматься человеком, который занимается этими видами деятельности. Соответственно они не держатся в его сознании. Ученые выяснили, для того чтобы удержать и сохранить информацию в сознании, нужно постоянно ее изменять. Мозг, как правило, имеет способность запоминать на автомате любую информацию. А если эта информация не меняется, она на таком же автомате покидает человеческое сознание.

2) Неиспользование и неприменение информации. Наилучшим способом сохранения в памяти какой-то информации является не только её повторение, но и  заинтересованность человека в этом. Например, ребенок с детства изучает английский язык. Чем раньше он усвоит данный предмет, тем сложнее ему будет потом забыть его.

3) Возраст. Процесс забывания происходит в раннем детстве. Согласитесь, не все помнят события, которые происходили, когда им не было и 3-х лет. И  дело вовсе не в том, что это было давно. У детей до 3-х лет, как правило, нет воспоминаний. Они не помнят сны, не различают понятий «вчера»,  «завтра». Оно и понятно, ведь у детей в таком возрасте маленький словарный запас, опыт. Всем известно, что и к пожилым людям относится процесс забывания.   Они склонны забывать о том, что произошло недавно, или, наоборот, о том, что им предстоит сделать. Это связано с тем, что им тяжело даётся организация информации, которую нужно будет вспомнить. Особенно если они в первый раз сталкиваются с какими-нибудь новыми навыками или непривычными для них действиями. Потому им обязательно нужно выделять время для освоения чего-то нового, ранее неизведанного.

4) Интерференция – это воздействие со стороны на запоминание человеком знаний, навыков, тех, что он приобретает раньше или позднее. Различают проактивную и ретроактивную интерференцию. Проактивная интерференция связана с действиями, которые произошли до запоминания какого-либо материала. Например, если перед самым началом экзамена ученику/студенту сообщают плохие новости, то усвоить знания ему будет катастрофически тяжело. Более сильную роль в забывании оказывает ретроактивная интерференция. Она связана с воздействием ситуаций, которые происходят уже после запоминания информации. К примеру, если человек сразу после овладения каким-то навыком приступает к новому виду деятельности, этот навык может  заметно ухудшиться.

5) Подавление. Это тоже один из типов забывания, который был открыт Фрейдом. Приведём пример. Люди могут совершенно «забыть» зайти домой к человеку, которому должны денег, хотя изначально хотели вернуть ему долг и шли к нему специально с этой целью. Фрейд считал, что это не случайность, а специальная заторможенность сознания, которая подразумевает вытеснение данных фрагментов памяти в подсознание, где они держатся за счет энергии человека.

Если спросить о забывании у людей, обычно в ответ они высказывают свое негативное мнение. Все же думают, что помнить – хорошо, не помнить, забывать – плохо. Естественно, процесс забывания вызывает трудности и создает не удобства для человека, но у него есть и положительные черты. Память человека просто очищается от ненужной информации, тем самым освобождает место для  новой  и более нужной информации.


Библиографический список
  1. Боднар А. М. Психология памяти : курс лекций : [учеб. пособие]-Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 100 с.
  2. Захаров В.В., Яхно Н.Н. Нарушения памяти. М.: ГеотарМед, 2003.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мокрова Ангелина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация