Процесс забывания информации человеком может быть достаточно глубоким. Однако неспособность людей вспомнить какой-то материал из своей памяти вовсе не означает, что он полностью потерян. Психологи установили, что не способна забыться та информация, которая включена в деятельность личности, которая имеет огромное значение для нее, так как вовлечение в деятельность – это безопасное средство для связи информации/материала с потребностями человека, а также для его борьбы с таким процессом, как забывание.
У процесса забывания выделяют следующие факторы:
1) Забывается (не сохраняется в сознании человека) неизменяемая информация. Неизменяемая информация очень быстро оказывается ожидаемой, предвкушаемой. Более того она исчезает из человеческого сознания. Однообразие действует на людей монотонно и усыпляюще. Доведённые до автоматизма действия (к примеру, ходьба, счёт, чтение, плавание и прочее) уже не могут восприниматься человеком, который занимается этими видами деятельности. Соответственно они не держатся в его сознании. Ученые выяснили, для того чтобы удержать и сохранить информацию в сознании, нужно постоянно ее изменять. Мозг, как правило, имеет способность запоминать на автомате любую информацию. А если эта информация не меняется, она на таком же автомате покидает человеческое сознание.
2) Неиспользование и неприменение информации. Наилучшим способом сохранения в памяти какой-то информации является не только её повторение, но и заинтересованность человека в этом. Например, ребенок с детства изучает английский язык. Чем раньше он усвоит данный предмет, тем сложнее ему будет потом забыть его.
3) Возраст. Процесс забывания происходит в раннем детстве. Согласитесь, не все помнят события, которые происходили, когда им не было и 3-х лет. И дело вовсе не в том, что это было давно. У детей до 3-х лет, как правило, нет воспоминаний. Они не помнят сны, не различают понятий «вчера», «завтра». Оно и понятно, ведь у детей в таком возрасте маленький словарный запас, опыт. Всем известно, что и к пожилым людям относится процесс забывания. Они склонны забывать о том, что произошло недавно, или, наоборот, о том, что им предстоит сделать. Это связано с тем, что им тяжело даётся организация информации, которую нужно будет вспомнить. Особенно если они в первый раз сталкиваются с какими-нибудь новыми навыками или непривычными для них действиями. Потому им обязательно нужно выделять время для освоения чего-то нового, ранее неизведанного.
4) Интерференция – это воздействие со стороны на запоминание человеком знаний, навыков, тех, что он приобретает раньше или позднее. Различают проактивную и ретроактивную интерференцию. Проактивная интерференция связана с действиями, которые произошли до запоминания какого-либо материала. Например, если перед самым началом экзамена ученику/студенту сообщают плохие новости, то усвоить знания ему будет катастрофически тяжело. Более сильную роль в забывании оказывает ретроактивная интерференция. Она связана с воздействием ситуаций, которые происходят уже после запоминания информации. К примеру, если человек сразу после овладения каким-то навыком приступает к новому виду деятельности, этот навык может заметно ухудшиться.
5) Подавление. Это тоже один из типов забывания, который был открыт Фрейдом. Приведём пример. Люди могут совершенно «забыть» зайти домой к человеку, которому должны денег, хотя изначально хотели вернуть ему долг и шли к нему специально с этой целью. Фрейд считал, что это не случайность, а специальная заторможенность сознания, которая подразумевает вытеснение данных фрагментов памяти в подсознание, где они держатся за счет энергии человека.
Если спросить о забывании у людей, обычно в ответ они высказывают свое негативное мнение. Все же думают, что помнить – хорошо, не помнить, забывать – плохо. Естественно, процесс забывания вызывает трудности и создает не удобства для человека, но у него есть и положительные черты. Память человека просто очищается от ненужной информации, тем самым освобождает место для новой и более нужной информации.
Библиографический список
- Боднар А. М. Психология памяти : курс лекций : [учеб. пособие]-Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 100 с.
- Захаров В.В., Яхно Н.Н. Нарушения памяти. М.: ГеотарМед, 2003.