ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

Рыбалко Яна Викторовна1, Королева Валерия Игоревна1
1Курский государственный медицинский университет, студентка 5 курса лечебного факультета

Аннотация
Психологическая метафора бронхиальной астмы - неспособность дышать полной грудью в этом сложном мире, т.е. затруднение дыхания в частности и выживания в целом. На сегодняшний день существует предположение, что одним из основополагающих механизмом этой «неспособности» являются психопатологические факторы - неуверенность, сдержанные эмоции, множество других психологических проблем, накапливаемых личностью прежде всего в детском возрасте.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рыбалко Я.В., Королева В.И. Психопатологические аспекты развития бронхиальной астмы // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/05/86441 (дата обращения: 18.04.2024).

На сегодняшний день достаточно значимым для общества заболеванием является бронхиальная астма. Рост частоты встречаемости указанной нозологии обусловлен не только наследственностью, повышенной загрязненностью, обилием аллергенов и прочими физическими и химическими факторами, провоцирующими первичный и повторные приступы заболевания. Помимо всего прочего увеличение частоты заболеваемости бронхиальной астмой объясняется стрессовыми факторами, значительный рост числа которых мы наблюдаем в современном мире.

Возникновение и прогрессирование бронхиальной астмы зависит от воздействия следующих психологических факторов:сильные эмоции любой эмоциональной окраски или панические атаки; нестабильное психоэмоциональное состояние человека; сниженная стрессоустойчивость;

влияние сильных психотравмирующих факторов особенно при наличии отягощенной по заболеваниям дыхательной системы наследственности; проблемы воспитания – «подавление» личности «доминантным» членом семьи (особенно в детстве), прежде всего, матерью; подавление эмоций и страха перед проблемой, обусловленное различными причинами.

Рассмотрим каждый аспект подробней.

1. Сильные эмоции любой окраски будь то гнев, волнение, тревога или радость при частом их возникновении и сниженном контроле приводят к нарушению спокойного ритма дыхания и как следствие возможно возникновение бронхоспазма, при регулярном повторении такого состояния возможно развитие бронхиальной астмы. Такой же эффект оказывает действие на нервную систему действие панических атак. Возникает сильное переживание, которое также может приводить к бронхоспазму. Подобный тип реакций характерен для детей (равновесие в нервной системе не установлено, преобладет влияние возбуждения); истерических личностей, для которых подобное состояние является способом привлечения внимания или манипулирования; у любого взрослого и здорового человека при очень высокой силе и/или значимости раздражителя.
2. Повышение стрессоустойчивости позволяет человеку не только избежать развития множества заболеваний различных органов, но и лучше адаптироваться к изменяющимся условиям жизни (прежде всего социальным). Для повышения стрессоустойчивости необходима длительная планомерная работа человека над собой, которая включает

  • Правильное планирование времени и его рациональное использование, что позволяет выполнять все задуманное в течение определенного промежутка времени и не испытывать дополнительных переживаний о несделанной работе;
  • Самоконтроль и управление эмоциями – своеобразное избегание раздражителя, снижение эмоциональной реакции на воздействие раздражителя или ее окраски, «блокировка» чужих или собственных отрицательных эмоций, направленных на человека;
  • Рациональный подход – поиск наиболее верного в конкретной ситуации решения, при необходимости разделение проблемы на составляющие и принятие решения по каждой «части» в отдельности, что в итоге приведет к положительному разрешению вопроса в целом;
  • Контроль степени напряженности – при повышенной напряженности снижается резистентность организма как с психологической, так и с физической точки зрения, что обусловлено постепенным истощением компенсаторных механизмов, защищающих от негативного воздействия окружающих факторов;

Стрессоустойчивые люди меньше подвержены влиянию негативных факторов, лучше адаптируются к изменяющимся условиям существования и, соответственно, более резистентны к возникновению соматических и психических заболеваний.

3.Немаловажную роль в жизни и судьбе человека играет воспитание в семье. С точки зрения психологии бронхоспазм – это подавление свободного или форсированного выдоха. Для ребенка форсированных выдохом является прежде всего крик или плач, посредством которых он «сообщает» окружающим о своих потребностях. Наиболее близким окружением особенно для маленького ребенка является мать, реакция которой и определяет формирование реакции самого ребенка на плач или крик. Если поведение матери можно охарактеризовать как доминантное, то она проявляет раздражение на «призыв» ребенка, игнорируя тот факт, что порой иным способом ребенок не может выразить свою потребность. Ребенок воспринимает раздражение матери (особенно если оно выражается открыто) как барьер между ними, возникающий из-за его поведения. В результате ребенок считает плач или крик чем-то запрещенным, старается избегать его. При взрослении также происходит избегание подобных реакций, сдерживание эмоций, чаще всего отсутствие форсированного вдоха при необходимости и, как следствие, формирование аномального дыхательного ответа.

Помимо сказанного выше, в воспитании ребенка очень важным аспектом является своевременное определение его как личности, полноценное формирование самоуважения, самостоятельности, построение межличностных контактов. Осуществление этого возможно с высокой долей вероятности при стабильных, полноценных отношениях с родителями.

4.Подавление эмоций, страх перед проблемой, зависимость от чужого мнения также ведут к развитию диссонанса в системе «торможение – возбуждение» и, как следствие, развитию соматических заболеваний. Во время становления и развития личности необходимо осознание ей, что проблемы нужно решать, а не бежать от них; также стоит помнить, что эмоции любой окраски, особенно сильные, необходимо «выпускать». Доказано, что люди, страдающие бронхиальной астмой, не умеют «выпускать пар» или стесняются это делать. Сильная зависимость от чужого мнения также отрицательно влияет на психическое и соматическое состояние человека. Ведь при повышении уровня переживаний, постоянном их накоплении резистентность к воздействию внешних факторов также снижается.

Конечно, не стоит полностью исключать влияние наследственности, соматического состояния, физических и химических факторов. Однако стоит помнить, что триггером осуществлениях этих механизмов зачастую является психологическое нездоровье человека.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что бронхиальная астма является не только соматическим, наследственным заболеванием. В его этиологии и патогенезе значимую роль играют психологические факторы.


Библиографический список
  1. Брязгунов И.П. «Психосоматика у детей», М,- ЭКСМО, 2013;
  2. Елисеев Ю. Ю. «Психосоматические заболевания. Справочник», – М.- 2010г.;
  3. Жихарев С. С. Физиологические и патофизиологические механизмы проходимости бронхов. СПБ- 2014; 180—210;
  4. Малкина-Пых И.Г. «Психосоматика. Справочник практического психолога», М,- ЭКСМО, 2015;
  5. Brain, Behavior and Bodily Disease. New York 1981;
  6. Groen J. J. Clinical Research in Psychosomatic Medicine. Assen 1982;
  7. Lane D. J., Store A. Asthma the Facts. Oxford 1979.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Рыбалко Яна Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация