Современный человек постоянно соприкасается с миром науки и техники. Наука становится «последней надеждой человечества», и эта тенденция только усиливается: российские социология заявляют, что вера в «НТП» является специфическим видом верования, охватывающим все слои населения, в особенности ярко она проявляется у молодёжи и представителей старшего поколения (данные по России, 2017 г.).
В связи с этим важным становится важным «научный образ» науки: адекватное понимание специфики, достоинств и ограничений научного знания, научного типа мышления [1]. Такого рода рефлексия выводит, в том числе, и на вопросы взаимоотношения науки и философии.
Наука в целом определяется как практическое и теоретическое знание. Наука, являясь отдельной сферой человеческой деятельности, производит и систематизирует знания о природе, обществе и человеке.
В энциклопедии (БСЭ) даётся более полное и точное понимание науки: наука – это «сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания» [2].
И тем не менее однозначного определения науки нет. Это значимая для человека сфера деятельности понимается, в первую очередь, как совокупность знаний о природе и человеке и одновременно – как вид деятельности. Например, физика, химия, медицина, социология и т.д.
Эта форма знания специфична, противостоит другим формам познания благодаря своей главной особенности (как гносеологический идеал) – наличие эксперимента. Ни одна из других областей познания не включает «прямой» эксперимент. Таким образом, и философия, и религия, искусство и мифология отличаются от науки как особой формы знания – познания мира.
Кроме того, для науки характерно наличие методов познания. Семнадцатый век ознаменовался рождением метода (индукция и дедукция), что послужило возникновению, становлению и расцвету науки как определённой формы знания о мире. С тех пор поиск метода научного исследования является первостепенной задачей учёного [3, 4].
Говоря о проблеме метода науки, необходимо понимать, что наука выходит здесь за границы собственно науки, обращаясь к философии, в рамках которой, по сути, и формируется образ науки: философия занимается поиском ответов на такие вопросы, как специфика науки; научная методология; каков когнитивный статус законов и принципов науки; каковы критерии истины применительно к науке?
Философия науки анализирует методы и логику научного объяснения мира. Границы между философией науки и собственно наукой, таким образом, проницаемы, едва различимы.
Наука, таким образом, согласно данному подходу, понимается как вид деятельности, который направлен на то, чтобы приобрести знания, используя определённые подходы и методы в изучении природы, общества и человека.
В обществе в большей степени доминирует понимание науки как социального института: конкретно-образное мышление автоматически привязывает науку к «зданию», внешне его представляющему. Это – огромное количество специалистов, занимающихся изучением и развитием знания в различных областях человеческой деятельности в НИИ, образовательных кчреждениях, в больницах, на предприятиях…
Все эти «образы» науки тесно переплетены между собой, взаимодополняют друг друга.
Образ науки в общественном сознании может иметь негативный окрас в силу действия разных причин [5]:
- недопустимо широкое распространение антинаучных знаний, стремительно транслируемых СМИ;
- ожидание опасности от научного знания в силу неадекватного его применения, безудержный рост наукотехники;
- утилитарность науки, вытесняющая духовность;
- снижение интереса к науке со стороны молодого поколения;
- увеличение среднего возраста учёных (особенно в области фундаментальных наук).
Формированию адекватного образа науки мог бы послужить философский «консенсус» по поводу этого образа, однако единого образа науки нет: каждое направление в философии формирует своё представление о науке.
Но тем не менее можно вычленить схожие образы науки, сформировавшиеся в некоторых школах метанауки, где уловлен ряд фундаментальных её характеристик.
Таким образом, «просвещённое» представление о науке, достигаемое повышение, в первую очередь, естественно-научной грамотности населения (особенно, «гуманитарной интеллигенции, формирующей содержание материалов масс-медиа» [5]), может помочь сформировать адекватное (не негативное, объективное) представление о науке и её уникальной роли в (продолжающейся) истории человечества.
Библиографический список
- Матросов А.А., Пятилетова Л.В. Наука как вид мировоззрения: специфика, функции // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/10/84524 (дата обращения: 12.01.2018).
- Большой Энциклопедический Словарь (БСЭ) [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.299.ru/word.php?id=42037&sl=enc (дата обращения: 03.04.2018).
- Матросов А.А., Пятилетова Л.В. Социально-гуманитарное знание: классификация наук, специфика, функции // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/10/24474 (дата обращения: 11.01.2018).
- Чикунова В.С., Пятилетова Л.В. Специфика наблюдения как метода научного исследования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/10/84455 (дата обращения: 13.01.2018).
- Власова С.В. Образ науки в общественном сознании [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-nauki-v-obschestvennom-soznanii (дата обращения: 03.04.2018).