УДК 165.0

НАУКА КАК ВИД МИРОВОЗЗРЕНИЯ: СПЕЦИФИКА, ФУНКЦИИ

Матросов Антон Алексеевич1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Статья посвящена вопросу выявления специфических характеристик (классической) науки как одного из ведущих современных видов мировоззрения: наряду с уникальными чертами, особо выделена существенная черта, определяющая «лицо науки» (эксперимент).

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Матросов А.А., Пятилетова Л.В. Наука как вид мировоззрения: специфика, функции // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/10/84524 (дата обращения: 31.10.2017).

У «человека разумного» в арсенале осмысления, «упаковывания» мира в понятные формы, есть несколько инструментов – видов мировоззрений: мифологическое (первое исторически сложившееся и неисчерпанное до сих пор, поскольку отражает существенные свойства человеческой природы), а также генетически связанные с мифологией – религия, искусство, философия и наука.

Одним из наиболее поздних, но очень почитаемых видов мировоззрения сегодня является наука, на которую человечество возлагает огромные надежды (конкуренцию по популярности составляет, пожалуй, единственный вид мировоззрения – религиозное мировоззрение): надежда, на наш взгляд, во многом обусловлена «генеральной» функцией науки – сделать человеческую жизнь комфортнее, где общим эффектом звучат «хрестоматийные» функции науки, посредством которых она проявляет свои важнейшие качества: познавательная, мировоззренческая, производственная, социально-культурная.

У науки есть своя специфика – набор уникальных, свойственных только для неё черт – существенных свойств, во всём объёме своего присутствия создавая эффект науки как мировоззрения (часть этих черт присуща и другим видам мировоззрения (например, первая черта является характерной особенностью философии, что неудивительно в аспекте рассмотрения генезиса науки; для большей наглядности в иллюстрации присутствия/отсутствия сходных черт уместна аналогия из биологии относительно химических элементов и веществ, из которых образуется как органический, так и неорганический природный мир).

Существенным признаком/чертой науки является её теоретичность, мышление с помощью понятий, подразумевающих систематических характер размышлений, логическую обоснованность теоретических построений.

Именно на рациональной ступени познания происходит выделение существенных свойств объекта научного изучения, что знаменует разрыв с сумятицей чувственно-конкретных образов/представлений.

Рациональность – связанная с первой черта научного познания: в науке нет ничего непонятного, мистического. Свет (человеческого) разума выявил существенные характеристики, следовательно, «другой (человеческий) разум» может их понять (иное дело, например, религиозный опыт, принципиально непередаваемый с помощью инструментов рацио).

На наш взгляд, одной из важнейших черт науки является научный оптимизм – вера учёного в научное открытие как итог исследования и одновременно – вера общества в науку (человечество верит в то, что наука – мощное интеллектуальное орудие, в то, что многие и многие открытия позволят уже ныне живущим поколениям облегчить, улучшить условия жизни, повысить её качество – научный инструмент оценивания человеческой жизни).

Вера же учёного в научное открытие является своего рода «внутренним пластом» веры человечества в науку – это такой «вечный, несгораемый двигатель» учёного, его личная вера и научный энтузиазм, помогающие изобретать и целенаправленно идти по пути научного исследования вплоть до финала (он может быть и неудачным). Это – важнейшее качество подлинного учёного-фундаменталиста. Вот как описывает Сергей Рукшин, заслуженный учитель РФ, канд. физ.-мат. наук, член Общественного совета при Министерстве образования и науки, основатель и директор Санкт-Петербургского городского математического центра для одаренных школьников, доцент РГПУ им. А.И. Герцена работу с одарёнными детьми, будущими учёными, в частности – с его выдающимся учеником Г. Перельманом: «… Гриша начал очень много работать в девятом классе, и у него оказалось очень ценное для занятий математикой качество: способность к очень длительной концентрации внимания без особых успехов внутри задачи. Все-таки человеку нужна психологическая подпитка, нужны психологические успехи, чтобы заниматься чем-то дальше. Фактически гипотеза Пуанкаре – это почти девять лет без знания того, решится задача или не решится. Понимаете, там даже невозможны были частичные результаты. Не доказалась теорема в полном объеме – иной раз можно опубликовать даже двадцатистраничную статью, по тому, что все-таки получилось. А там – или пан, или пропал. Либо доказана гипотеза Пуанкаре, либо нет… Частичных результатов и до него получали много. Вот такая вот длительная концентрация внимания без надежды на успех – это замечательное качество Перельмана!» [1].

Следующая черта науки как мировоззрения – деление мира на две (неравные) части: мир объектов (то, что изучается; на что направлен взгляд исследователя) и мир субъектов (и тот, кто изучает), откуда проистекает объективность как ещё одна существенная (идеальная) черта (классической) науки, её гносеологический идеал (не всегда достижимый даже для «точных» наук, в особенности, когда речь идёт о современном этапе их развития – постнеклассической науке (например, синергетика)).

Далее кратко перечислим ещё несколько взаимосвязанных черт: открытие (объективных) законов как необратимых причинно-следственных связей; ориентация на истину (здесь с особой остротой встаёт вопрос о критериях истины – одна из «проблемных зон» философского анализа научной деятельности); принципиальная эмпиричность науки; использование методов научного анализа (2); интернациональность науки; возможные (обусловленные самой природой научного познания) проблемы с этикой…

Отдельно – в конце обзора существенных характеристик науки – выделим, на наш взгляд, ту характеристику, которая определяет её «лицо» (т. е. отсутствует в любом другом виде мировоззрения), – это эксперимент как многократно повторяемый опыт.

В завершение разговора о специфике науки особо обратим внимание на то, что все присущие науке черты наиболее ярко присущи именно классической науке – в неклассической и постнеклассической они могут быть не ярко выражены либо же – вообще «размыты» (присутствовать латентно).


Библиографический список
  1. Дёмина Н. Григорий Перельман и другие ученики [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru/article/2012/12/18/rukshin2/ (дата обращения: 16.10.2017).
  2. Чикунова В.С., Пятилетова Л.В. Специфика наблюдения как метода научного исследования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/10/84455 (дата обращения: 17.10.2017).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: