Проявления культуры многообразны и тесным образом взаимосвязаны. Так, через какое-либо явление культуры можно наблюдать сущностное проявление другого культурного феномена.
Этикет – внешне представленная (оформленная в виде социальных ритуальных практик) этическая культура общества, кроме того, включает в себя и «психологическую культуру» как набор соответствующих (тоже внешне ритуально оформленных) техник, позволяющих реализовать содержание этических эталонов поведения, и эстетику (поведения).
Так, посредством рассмотрения принципов современного (демократического) этикета, в котором разумно «отброшено» всё лишнее, бесполезно-наносное, а оставлено самое практичное, целесообразное, можно наглядно представить взаимосвязь явлений этики, эстетики и психологической культуры в области социальных практик этикета.
Первый принцип – принцип человечности (гуманизма) отсылает к этическому компоненту этикетных ситуаций, общим эффектом чего становится вежливость (как форма взаимоотношений между людьми, где присутствует доброжелательное отношение к другому как участнику взаимодействия (в свою очередь, выделяются четыре оттенка вежливости: корректность как «официальная вежливость»), учтивость (вежливость, обращённая к старшим), любезность (выраженная в стремлении быть полезным, приятным другому) и наиболее утончённая форма вежливости – деликатность – «вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью в отношении людей, с которыми происходит общение» [1, с. 106]), тактичность (как «чувство меры, которую следует соблюдать в отношениях с другими людьми, умение чувствовать ту границу, за которой может наступить обида у человека, с которым мы общаемся» [1, с. 107]), скромность («умение сопоставить самооценку с мнением окружающих людей, не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать свои достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя» [1, с. 108]), точность (как способность выполнять обещанное, следовать своему слову).
Вторым принципом современного этикета является целесообразность – «удобство» (не вычурность) правил поведения; ставка делается на ум и творческую находчивость участников этикетных ситуаций.
Третий принцип – эстетическая привлекательность поведения, когда (этическое) содержание поведения эстетически привлекательно оформлено.
Наиболее ярко наличие навыков этикета проявляется в конфликтных ситуациях, например, делового взаимодействия: так называемых явлениях манипуляции (когда собеседник, используя нечестные приёмы общения, пытается извлечь свою выгоду). Как в таком случае «сохранить лицо», при этом, опираясь на собственную компетентность в этикете, перелицевать ситуацию, одновременно и ответив манипулятору, не нарушая этикетных норм, и переведя общение в режим конструктивного-делового?
На этот случай есть арсенал психологических техник, интегрированных в поведение, соответствующее принципам современного этикета: в данном случае речь может идти о повышении психологической культуры личности, находящейся в ситуации делового общения.
Каким образом выстраивать коммуникативный акт с манипулятором, не скатиться к грубости, агрессии, самоуничижению и, в конце концов, – к манипуляторному стилю общения как ответному?
Пошаговый разбор ситуаций сообразно принципам современного (в частности, делового) этикета позволяет повысить психологическую культуру личности, приведя в формально-нормативную «кондицию» собеседника-манипулятора, который, соответственно, получив достойный отпор, в итоге понимает нецелесообразность своего поведения.
Приведём примеры нескольких этикетных ситуаций из Тренажёров, представленных в книге Е. Сидоренко «Тренинг влияния и противостояния влиянию» [2].
Задание – выбрать наиболее конструктивный, отвечающий принципам этикета, ответ.
Задание 1. Манипулятор:
– Вы всегда такой придирчивый?
(Адресат действительно любит точность в мелочах.)
Конструктивный ответ:
1) Всегда, всегда. Так что на легкую жизнь не надейтесь…
2) Нет, только по отношению к тем, кто не точен в работе…
3) Это только вам так кажется.
4) Да. Я строг к цифрам.
Задание 2. Манипулятор:
– Ну почему вы такой агрессивный?
(Адресат действительно ведет себя напористо.)
Конструктивный ответ:
1) Если я не буду агрессивным, дело не сделается.
2) Я не агрессивный, а активный.
3) А Вы почему такой пугливый?
4) Моя агрессивность меня поддерживает.
Задание 3. Манипулятор:
– Я не знал, что директор по маркетингу у нас такой легкомысленный.
(Адресат только что принял внезапное решение.)
Конструктивный ответ:
1) Это с вашей стороны легкомысленно — делать такие замечания.
2) Легкомыслие не порок.
3) Да, думаю я без натуги.
4) Я не легкомысленный, уверяю вас.
Библиографический список
- Школа этикета: поучения на всякий случай/ Сост. Л.С. Лихачёва. – Екатеринбург., 1995. – 448 с.
- Сидоренко Е. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб., 2004. – 256 с.