ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРНЫХ ЯВЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЭТИКЕТА)

Заболотских Мария Михайловна1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Все без исключения явления культуры содержательно переплетены и взаимосвязаны: одно явление может проявлять себя через другой культурный феномен, а то и через несколько одновременно. Пример этикета, внешне оформляющего этические и эстетические феномены культуры, а также вбирающего в себя компоненты психологической культуры личности, – яркая демонстрация предложенного тезиса. Статья посвящена рассмотрению базовых принципов современного этикета, отражающих существенные черты «сопутствующих» конгруэнтных этикету культурных феноменов.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Заболотских М.М., Пятилетова Л.В. Феноменология культуры: взаимосвязь культурных явлений (на примере этикета) // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/02/85764 (дата обращения: 24.09.2024).

Проявления культуры многообразны и тесным образом взаимосвязаны. Так, через какое-либо явление культуры можно наблюдать сущностное проявление другого культурного феномена.

Этикет – внешне представленная (оформленная в виде социальных ритуальных практик) этическая культура общества, кроме того, включает в себя и «психологическую культуру» как набор соответствующих (тоже внешне ритуально оформленных) техник, позволяющих реализовать содержание этических эталонов поведения, и эстетику (поведения).

Так, посредством рассмотрения принципов современного (демократического) этикета, в котором разумно «отброшено» всё лишнее, бесполезно-наносное, а оставлено самое практичное, целесообразное, можно наглядно представить взаимосвязь явлений этики, эстетики и психологической культуры в области социальных практик этикета.

Первый принцип – принцип человечности (гуманизма) отсылает к этическому компоненту этикетных ситуаций, общим эффектом чего становится вежливость (как форма взаимоотношений между людьми, где присутствует доброжелательное отношение к другому как участнику взаимодействия (в свою очередь, выделяются четыре оттенка вежливости: корректность как «официальная вежливость»), учтивость (вежливость, обращённая к старшим), любезность (выраженная в стремлении быть полезным, приятным другому) и наиболее утончённая форма вежливости – деликатность – «вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью в отношении людей, с которыми происходит общение» [1, с. 106]), тактичность (как «чувство меры, которую следует соблюдать в отношениях с другими людьми, умение чувствовать ту границу, за которой может наступить обида у человека, с которым мы общаемся» [1, с. 107]), скромность («умение сопоставить самооценку с мнением окружающих людей, не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать свои достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя» [1, с. 108]), точность (как способность выполнять обещанное, следовать своему слову).

Вторым принципом современного этикета является целесообразность – «удобство» (не вычурность) правил поведения; ставка делается на ум и творческую находчивость участников этикетных ситуаций.

Третий принцип – эстетическая привлекательность поведения, когда (этическое) содержание поведения эстетически привлекательно оформлено.

Наиболее ярко наличие навыков этикета проявляется в конфликтных ситуациях, например, делового взаимодействия: так называемых явлениях манипуляции (когда собеседник, используя нечестные приёмы общения, пытается извлечь свою выгоду). Как в таком случае «сохранить лицо», при этом, опираясь на собственную компетентность в этикете, перелицевать ситуацию, одновременно и ответив манипулятору, не нарушая этикетных норм, и переведя общение в режим конструктивного-делового?

На этот случай есть арсенал психологических техник, интегрированных в поведение, соответствующее принципам современного этикета: в данном случае речь может идти о повышении психологической культуры личности, находящейся в ситуации делового общения.

Каким образом выстраивать коммуникативный акт с манипулятором, не скатиться к грубости, агрессии, самоуничижению и, в конце концов, – к манипуляторному стилю общения как ответному?

Пошаговый разбор ситуаций сообразно принципам современного (в частности, делового) этикета позволяет повысить психологическую культуру личности, приведя в формально-нормативную «кондицию» собеседника-манипулятора, который, соответственно, получив достойный отпор, в итоге понимает нецелесообразность своего поведения.

Приведём примеры нескольких этикетных ситуаций из Тренажёров, представленных в книге Е. Сидоренко «Тренинг влияния и противостояния влиянию» [2].

Задание – выбрать наиболее конструктивный, отвечающий принципам этикета, ответ.

Задание 1. Манипулятор:

– Вы всегда такой придирчивый?

(Адресат действительно любит точность в мелочах.)

Конструктивный ответ:

1)     Всегда, всегда. Так что на легкую жизнь не надейтесь…

2)     Нет, только по отношению к тем, кто не точен в работе…

3)     Это только вам так кажется.

4)     Да. Я строг к цифрам.

Задание 2. Манипулятор:

– Ну почему вы такой агрессивный?

(Адресат действительно ведет себя напористо.)

Конструктивный ответ:

1)  Если я не буду агрессивным, дело не сделается.

2)  Я не агрессивный, а активный.

3)  А Вы почему такой пугливый?

4)  Моя агрессивность меня поддерживает.

Задание 3. Манипулятор:

– Я не знал, что директор по маркетингу у нас такой легкомысленный.

(Адресат только что принял внезапное решение.)

 Конструктивный ответ:

1)  Это с вашей стороны легкомысленно — делать такие замечания.

2)  Легкомыслие не порок.

3)  Да, думаю я без натуги.

4)  Я не легкомысленный, уверяю вас.


Библиографический список
  1. Школа этикета: поучения на всякий случай/ Сост. Л.С. Лихачёва. – Екатеринбург., 1995. – 448 с.
  2. Сидоренко Е. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб., 2004. – 256 с.

 



Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: