Современный человек ровно настолько же находится в поиске счастливой жизни, что и житель Древней Греции, родины теории «философии наслаждения», последователями которой были, есть и будут миллиарды людей во всех концах земного шара.
Капиталистический способ производства эксплуатирует эту жизненную стратегию достижения счастья: подталкивая индивида к переживанию жизни через (социально конструируемые) наслаждения, современное капиталистическое общество практически не оставляет ниши для других практик обретения счастья, поэтому современный человек испытывает острую необходимость в знаниях аутентичных технологий частной жизни. И здесь твёрдое знание в области (этической) философии становится верным его помощником-ориентиром [1].
Вне всякого сомнения, для «частного» лица вопрос об аутентичном способе бытия – это (в конечном счёте) вопрос о счастливой жизни (исследованием чего озабочены представители социально-гуманитарного знания, исчисляющие год за годом от страны к стране «индекс счастья») [2].
Во времена Древней Греции возникли две системы, обучающие достижению счастливой жизни: гедонизм и эвдемонизм. С тех пор гедонизм остаётся у человечества в фаворе: с Нового времени начинается новое возрождение гедонизма.
Автором гедонистической теории является Аристипп (435 – 355 гг. до н.э.), создавший «сильную» и лаконичную теорию удовольствия как абсолютного (жизненного блага):
а) оно может быть только собственное («моё личное удовольствие»);
б) только физическое (вне зависимости от того, нравится пирожное, симфония или книга – удовольствие переживается «физически», никакой разницы нет («вкусный текст», например);
в) исключительно положительное (содержание удовольствия должно переживаться именно так – позитивно, зримо, ощутимо-полнокровно; отсутствие негативных переживаний не является удовольствием);
г) природа удовольствия преходяща: непрерывно длящееся удовольствие ведёт к притуплению ощущений и – к потере удовольствия как такового.
Счастливая жизнь – это непрерывная череда следующих друг за другом «моих личных» физически переживаемых положительных удовольствий.
Однако практическое воплощение гедонизма не так просто: неуловимая природа удовольствия предполагает непрерывное расширение репертуара удовольствий (вечный «поиск ощущений», постоянно обновляющийся («новый» гедонизм) [3]).
Жизнь как процесс непрерывного поиска новых видов удовольствий (их перманентно расширяющейся «линейке») может быть в полной мере доступна, скорее, представителям «высшего класса»: именно им открыт больший доступ к разного рода удовольствиям и возможности избегать нужды и страдания.
Но даже и здесь на пути гедонистических практик есть непреодолимое ограничение – скука как оборотная сторона удовольствия. Стремление «высшего общества» избегать скуки рождает очень экстравагантные виды удовольствий, например, журнал «Эгоист» предлагал измождённому (привычными дорогостоящими) удовольствиями гедонисту «социально-психологический дайвинг» на дно общества – «бомжовый тур» (пожить в образе бомжа) (25 000 $ на 10 персон), «армейский тур» (юношам «послужить» в армии) и другие весьма пикантные предложения… Но и здесь гедониста подстерегает скука.
В конце ХХ века бегством из массового общества, «замешанным» на гедонизме «типичных» удовольствий, становится «общество переживаний (впечатлений)», но и это – ответный вызов массовому гедонизму гедонизмом уникально-аутентичным, и здесь – те же пресыщенность и скука [4].
Стихийно подталкиваемый к гедонизму капиталистическим способом производства современный человек вынужден искать некий баланс удовольствий в жизни: поскольку есть и скука, и пресыщенность, и страдания, наконец. – Рефлексирующий индивид вынужден отказываться от гедонизма, тем не менее, не отказываясь полностью от (не становящейся тотально-доминирующей) ориентации на удовольствия.
Такую жизненную программу, позволяющую находить «баланс удовольствий», предлагает альтернативная гедонизму философия – эпикуреизм; это философия «осмотрительного образа жизни» [5].
Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) жил в непростое время, он (не будучи представителем обеспеченных слоёв общества) стремился своей философией «спасти людей», дать им возможность быть счастливыми, но не путём гедонистического наслаждения.
Во-первых, согласно Эпикуру, надо перестать бояться смерти, с которой невозможно встретиться; живущих своей автономной жизнью богов; эфемерного зла, которое, как правило кратковременно и его можно перенести.
Счастье – это, что реально существует в виде удовольствий:
а) естественно-необходимых;
б) естественных, но не являющихся необходимыми;
в) не являющихся как естественными, так и необходимыми.
Часто Эпикура называют автором гедонистической жизненной программы, но эпикуреизм учит иной жизненной стратегии, базирующейся на умении классифицировать, дозировать, то есть в прямом смысле этого слова – контролировать удовольствия, что становится насущной жизненной необходимостью, спасающей человека от «гонки» гедонизма, от «душевной смуты». Уже при жизни Эпикур получил «народный титул» «спасителя людей» [5].
Библиографический список
- Пономарёв И.А., Пятилетова Л.В. Проблема смысла жизни в философии // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/07/84066 (дата обращения: 24.07.2017).
- Мельников В.Р., Пятилетова Л.В. «Счастье и «смысл человеческой жизни» в фокусе конгруэнтности: современный человек в поисках счастья // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=84151 (дата обращения: 29.07.2017).
- Уайльд О. Портрет Дориана Грея [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.ru/read/313135-portret-doriana-greya.html (дата обращения: 28.06.2017).
- Орехов К.А., Пятилетова Л.В. Человек в «обществе переживаний»: из «старого» общества в «новое» // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78716 (дата обращения: 24.06.2017).
- Гончарова Т. Эпикур [Электронный ресурс]. URL: https://territaland.ru/load/28-1-0-1540 (дата обращения: 24.06.2017).