Счастье (ощущения “себя” счастливым) для современного человека является своего рода индикатором состоявшейся – осмысленной – жизни.
ХХ век в экономически развитых обществах породил особый экзистенциальный «невроз», связанный с разочарованием в жизни (внутренняя опустошённость как следствие переживания абсолютной бессмысленности жизни) (В. Франкл) [1].
Этот диагноз не остался незамеченным: на протяжении последних десятилетий ХХ века и по настоящее время замеры уровня экономического развития различных стран, в том числе и экономически неблагополучных (страны «третьего мира»), неизменно включают показатели (безусловно, субъективные) уровня «ощущения счастья» жителями той или иной страны.
Порой эти показатели настолько неконгруэнтны, что представители социально-гуманитарных дисциплин до сих пор теряются в догадках об истинных причинах неконгруэнтности: так, в одной из самых экономически и социально благополучных стран мира Швеции, находящейся в первой десятке по уровню социально-экономического развития (доходы, защищённость, здравоохранение и др. параметры), «индекс счастья» один из самых низких (по последним данным, Швеция занимает 52 место).
Но самое важное сегодня, на наш взгляд, это – попытка осмыслить сложившееся положение вещей, что прямо указывает на потребность не только в качестве «материальной», но и духовной жизни, – потребность в счастливой, то есть (косвенным образом) осмысленной индивидуальной жизни.
Так, эта проблема нашла своё отражение в нашумевшем недавно вышедшем на экраны остром социально-документальном фильме Эрика Гардини «Шведская теория любви»: «социальная защита граждан в Швеции находится на таком уровне, что зависимость индивидуумов друг от друга минимальна, но по этой причине исчезают не только удушающие взаимные манипуляции, но и солидарность, и вообще механизмы объединения. Гандини описывает мир, в котором одиноких стариков хоронит государство, все больше детей заводится от банков спермы, а несогласные собираются в лесах, чтобы ощутить себя частью коммуны или уезжают в неблагополучные африканские страны» [2].
Человек – существо целостное, зеркальным отражением этого является потребность в ощущении полноты, целостности, завершённости существования.
То, как человек ощущает время (время жизни), Э. Гуссерль описал в «Феноменологии внутреннего сознания времени» [3]: в настоящем имплицитно содержатся и будущее, и (переработанное) прошлое. То есть в здесь-и-сейчас полнокровно присутствуют конечные смыслы «моего» бытия.
Индивидуальная жизнь, таким образом, должна быть «собрана в единое целое» каким-то осмысленным образом, эмоциональным эквивалентом чего (говоря «схоластическим» языком социально-гуманитарных наук) является «индекс счастья».
Обретение смысла в жизни – довольно сложная задача, в первую очередь, связанная с 1) моментом понимания включённости индивидуальной жизни в общую онтологию и 2) моментом переживания удовольствия от включения в это общее целое.
В понятии «смысл жизни» находят своё выражение, таким образом, цель жизни, взятая сама по себе как желанная, сквозь которую становятся транспарентными ценности как конечные точки целеполагания [4].
Наиболее «легкая», универсальная, лежащая на поверхности социальной жизни стратегия достижения счастья, – это гедонизм. Таким способом находили и обретали смысл жизни миллиарды людей – от простых незамысловатых форм гедонизма (вкусно кушать) до сложных (практически протестных) форм поведения (общество «переживаний [5]).
Библиографический список
- Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. – Новосибирск, 2009. – 105 с.
- Легко ли быть либералом: шведская теория любви и кое-что ещё [Электронный ресурс]. URL: https://daily.afisha.ru/cinema/1257-legko-li-byt-liberalom-shvedskaya-teoriya-lybvi-i-koe-chto-eshe/ (дата обращения: 23. 07.2017).
- Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени [Электронный ресурс]. URL: http://www.ezospirit.com.ua/publ/filosofija_20_veka/gusserl_eh_fenomenologija_vnutrennego_soznanija_vremeni/42-1-0-1054 (дата обращения: 23. 07.2017).
- Пономарёв И.А., Пятилетова Л.В. Проблема смысла жизни в философии // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/07/84066 (дата обращения: 24.07.2017).
- Орехов К.А., Пятилетова Л.В. Человек в «обществе переживаний»: из «старого» общества в «новое» // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78716 (дата обращения: 24.06.2017).
Приветствую авторский тандем! Тема статьи насущная для всех времён и народов, безграничная. Хотелось бы продолжения… Феномен счастья – один из ключевых факторов в моих исследованиях по литературоведению:
http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72073
Предлагаю вам, Людмила Владимировна и Виталий Романович, ознакомиться со статьёй по укаханной выше ссылке и, например, на этом же ресурсе опубликовать ответную статью, в которой бы вы с философской точки зрения оценили бы сущность предложенных мною разработок.
Я, со своей стороны, тоже стал бы аналитиком-критиком ваших статей.
С уважением и надеждой на сотрудничество,
Виталий Бабич
ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ!
СПАСИБО, ЧТО ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ НА ПУБЛИКАЦИЮ!
ОТВЕЧУ ВАМ ЛИЧНЫМ ПИСЬМОМ В СОЦ. СЕТЯХ (ФЭЙСБУК).
ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС С НАЧАЛОМ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА!
С УВАЖЕНИЕМ, ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА ПЯТИЛЕТОВА.
Людмила Владимировна! Примите взаимные поздравления со стартом учебного года, который уже на длинной дистанции.
Сегодня увидел, что вы часто публикуетесь в этом журнале. Отлично! Я такой возможности пока не имею. Постараюсь найти время, чтобы почитать другие ваши публикации.
Жду вашего личного письма на Фейсбуке по теме, предложенной мною выше! Добавляйтесь в друзья: https://www.facebook.com/vital.babich
Творческих научных успехов вам и вашим коллегам!
С уважением и надеждой на сотрудничество,
Виталий Бабич