Одним из путей коммерциализации инновационных разработок является создание малых инновационных предприятий в соответствии с Федеральным законом N 217-ФЗ от 2 августа 2009 года, предусматривающим участие вуза в составе учредителей предприятия.
Преимущества для малых инновационных предприятий:
–льготная аренда помещений вуза без проведения конкурса;
– сниженная налоговая ставка по начислениям на заработную плату;
Преимущества для вуза:
–получение дополнительных инвестиций;
– возможность предоставления более высокой заработной платы квалифицированным специалистам и молодым ученым;
– повышение эффективности коммерциализации разработок;
– осуществление сделок через предприятие вне конкурсов.
Однако до настоящего времени на федеральном уровне не разработан регламент взаимодействия вузов и малых инновационных предприятий, созданных с их участием, поэтому каждый вуз регулирует данное взаимодействие внутренними нормативными актами.
Создание малых инновационных предприятий в соответствии с ФЗ-217 сопряжено с рядом трудностей:
– создание объекта интеллектуальной собственности (ОИС) вузом;
– получение исключительных прав (регистрация патента или ноу-хау);
– постановка ОИС на баланс вуза;
– принятие решение Ученого совета о создании общества;
оценка ОИС;
– утверждение доли института в уставном капитале;
– регистрация общества, постановка на учет, открытие счета;
– заключение лицензионного договора о передаче права использования ОИС;
– заключение договора аренды помещений [1].
Однако при выводе инновационных продуктов на рынок у предприятий зачастую возникает гораздо больше трудностей с сертификацией, необходимостью регистрировать товарный знак, использовать нестандартные способы продвижения продукции.
С одной из таких проблем столкнулось общество с ограниченной ответственностью «БЕНОА» (ООО «БЕНОА»), которое занимается организацией производства натурального мыла c растительными добавками флоры Сибири и Алтая без синтетических добавок. Продукт представляет собой абсолютно новое по составу и свойствам косметическое средство [2].
На сегодняшний день требования к качеству мыла достаточно высоки. Это связано с тем, что туалетное мыло имеет сложный состав [3].
В связи с этим возникла необходимость в разработке принципиально нового продукта — натурального мыла, сохраняющего моющие свойства обычного, но не содержащего синтетических пенообразователей, наполнителей, пластификаторов, таких как лаурил сульфат, диоксид титана и другие.
Авторы проекта разработали уникальную технологию производства натурального мыла без синтетических добавок. Оригинальность технологии в том, что она позволяет сохранить натуральный глицерин, тем самым делая мыло «мягким», не сушащим кожу.
Изготовляется из растительных масел, в качестве полезных добавок используются масла (облепиховое, миндальное, проч.), водные и масляные экстракты лекарственных трав Сибири и Алтая (корень солодки, крапива, шиповник, кедровая, сосновая хвоя и др.).
В результате проведенных исследований выявлено, что при добавлении различных лекарственных растений полученное мыло, не только очищает кожу, но и бережно ухаживает за ней, защищает от негативного воздействия городской среды, оказывает лечебное и укрепляющее воздействие. Не вызывает аллергии.
Патентный поиск глубиной 20 лет и обзор литературы показали, что подобные разработки в направлении создания и производства натурального мыла ведутся впервые.
Интеллектуальная собственность оформлена в виде Ноу-хау «Технология получения натурального органического мыла без синтетических добавок», приказ ректора Томского госуниверситета № 268 от 15.06.2009 г. [4].
Полученные результаты заставили позиционировать полученный продукт на рынке отличным от натурального мыла. Поскольку представленные на потребительском рынке очищающие средства, называемые «натуральное мыло» и «100% натуральный» скорее маркетинговый ход, чем, правда.
Новый продукт по химическим свойствам был сертифицирован как мыло, хотя по всем параметрам называть его так было бы неправильно [5]. Поэтому появилась необходимость в разработке и регистрации товарного знака «Bazitel’®» как название для нового по свойствам и составу продукта.
Вывести на рынок принципиально новый продукт, объяснить потребителям его уникальность, отличия от традиционного мыла – это сложная задача, которая требует немало времени и средств.
Были предприняты следующие маркетинговые мероприятия для продвижения продукции на рынок парфюмерно-косметической продукции РФ:
1. Формирование положительного образа у покупателя через мнение активного сообщества в сети Интернет.
В настоящее время при принятии решения о покупке товара потребитель формирует на основе информации о продукте и мнении других потребителей, которые уже попробовали продукт и сформировали свое мнение.
2. Создание сайта, групп в социальных сетях Вконтакте (www.vk.com), Одноклассники (www.ok.ru), Fasebook (www.facebook.com), хостинге YouTube (www.youtube.com) как эффективных способах информирования потенциальных потребителей для вывода инновации на рынок и её продвижения.
В случае, когда продукт уже разработан, но потенциальный покупатель ещё не знает о его появлении на рынке, наиболее эффективным инструментом продвижения является Интернет. Потребители смогут найти необходимую информацию о новом продукте, подробно изучить особенности предлагаемого продукта, опыт использования его другими потребителями, задать вопросы в режиме «он-лайн».
Для вывода нового продукта на рынок в процесс должны быть включены не только авторы разработки, непосредственно знающие все тонкости своего продукта, но и команда маркетологов, менеджеров, специалистов по рекламе и продвижению. Только при взаимодействии и согласованной работе можно достичь результата.
Библиографический список
- Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90201/
- Наша уникальность // Официальный сайт BENOATE®. 2016. URL: http://benoa.ru/rus/about/nasha-unikalnost.html (дата обращения: 22.03.2017).
- СанПин 1.2.681-97. Гигиенические требования к производству, качеству и безопасности парфюмерно-косметической продукции. – М.: Изд-во стандартов, 2008.
- Информационно-поисковая система // Федеральный институт промышленной собственности. URL: http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/inform_resources/inform_retrieval_system (дата обращения: 22.03.2017).
- ГОСТ 28546-2002. Мыло туалетное твердое. Общие технические условия. – М.: Изд-во стандартов, 2003.