В настоящее время под паломничеством понимаются хождения или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество является одной из древнейших христианских традиций, которая берет свое начало с IV века. Впервые о ней упоминается в сочинении «Путешествие ко святым местам», которое приписывается Сильвии Аквитанской. В дальнейшем эта традиция получила широкое распространение в Византии, которая пришла на Русь в IX-X веках и стала органичной частью русского православия.
В связи с наметившейся тенденцией к возрождению православных традиций, паломничество переживает стадию своего нового рождения. Данное явление напрямую связано с модернизацией паломничества и некоторого его сближения со светским туризмом. Таким образом, все большее число туристских предприятий обращается к этому виду путешествий.
Процесс сближения туризма и паломничества имеет довольно сложный характер и отличается наличием определенного рода проблем, к которым относятся проблема организации паломнического тура и связанная с ней проблема религиоведческой компетентности менеджера и гида-экскурсовода.
Основной отличительной особенностью паломнического тура является его целевая особенность. Целью паломнической поездки является в первую очередь не «насыщение знаниями», а опыт погружения в духовную реальность, обретение духовного опыта. Обретение духовности в сознании паломника часто связано с обретением систем ценностей, углубленным изучением христианской культуры, решением разного рода психологических проблем.
Духовный опыт в сознании потенциального паломника в первую очередь связан с конкретным монастырем или храмом, который имеет богатую духовную историю. При разработке тура необходимо выявить тот храм или монастырь, который связан с жизнью выдающегося святого или сверхъестественным явлением, которое связано с решением духовных и житейских проблем. Помимо этого, духовность напрямую связана с богослужением. Поэтому ряд туров следует планировать так, чтобы его участники могли попасть на литургию, которая проводится в утреннее время. Так же обретение духовного опыта подразумевает встречу с духовником или старцем. Поэтому в программу тура следует включать время для встречи с таким человеком.
Православный устав накладывает определенного рода ограничения на проведение тура. Как для паломника, так и для гида важен дисциплинарный момент: пресекаются праздные разговоры, просмотр светских фильмов в пути. Для гида важно сделать грамотную подборку аудио и видео ряда, гармонично чередуя его с экскурсией и чтением молитв.
Вторая особенность паломнического тура – это туристы, которых принято называть паломниками, которые в свою очередь отличаются разной степенью религиозности. Для того, чтобы избежать недопонимания и конфликтов, следует грамотно формировать группы, разделяя группы более светской направленности с элементами паломнической экскурсии и группы религиозных паломников.
Третья особенность паломнического тура – требование к менеджеру и гиду-экскурсоводу, их религиоведческой компетенции. Менеджеры туристских предприятий и экскурсовод должны быть компетентны в области церковных знаний. В связи с этим необходимо изучение элементов таких дисциплин, как церковная история, христианская этика, церковное искусство и литургика. Особое внимание стоит обратить на лексический состав экскурсионного текста, в нем не должно быть фривольных выражений, и большое значение в таком туре имеет дресс-код, недопустима слишком откровенная одежда.
Таким образом, работа с паломническими группами требует тщательной организации и детальной подготовки, которая требует дальнейшего изучения, совершенствования и углубления.
Библиографический список
- Евтухова Г.А., Перова Т.В. Пути повышения конкурентоспособности туристской организации // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 76.
- Перова Т.В. Качество как средство повышения конкурентоспособности туристской организации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2015.№ 3 (32). С. 87-92.
- Перова Т.В. Планирование и организация маркетинговой деятельности: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2016. 80 с.
- Перова Т.В. Реклама в туризме и гостиничном хозяйстве: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2015. 80 с.