ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Казанкова Татьяна Николаевна1, Саблина Маргарита Владимировна2
1Самарский государственный экономический университет, кандидат правовых наук, доцент кафедры публичного права
2Самарский государственный экономический университет, студентка 2 курса Института права

Аннотация
Данная статья посвящена одной из проблем формирования местного бюджета, которая приводит его к дефициту, а также ограничения самостоятельной деятельности местного самоуправления.

Ключевые слова: дефицит местного бюджета, Местное самоуправление, местный бюджет, налоги, собственные доходы


THE PROBLEM OF THE FORMATION OF LOCAL BUDGETS

Kazankova Tatyana Nikolaevna1, Sablina Margarita Vladimirovna2
1Samara State University of Economics, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Public Law Chair
2Samara State University of Economics, student of the 2nd year of the Institute of Law

Abstract
This article is devoted to one of the problems of forming a local budget, which leads to a deficit, as well as restrictions on the self-management of local self-government.

Keywords: local budget, local budget deficit, local self-government, own revenues, taxes


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Казанкова Т.Н., Саблина М.В. Проблема формирования местных бюджетов // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80949 (дата обращения: 26.12.2024).

На сегодняшний день одной из актуальных проблем в нашей стране остаётся нехватка доходов бюджета в органах местного самоуправления, то есть дефицит этого уровня бюджета. Её причина находится в способе формирования местного бюджета по остаточному принципу, а также недостаточного внимания со стороны федеральных властей к деятельности местного самоуправления.

Доходы местного бюджета формируются аналогично доходам бюджетов других уровней (федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов [1. Ст.10]), то есть из налоговых и неналоговых поступлений, а также межбюджетных трансферов.  Причём межбюджетные трансферы составляют наибольший процент дохода,  что приводит к негативным последствиям. Данные последствия могут  выражаться в виде снижения ответственности органа местного самоуправления в вопросах местного значения; созданию условий неэффективного использования перераспределения межбюджетных трансферов; а также к отсутствию стимула для расширения собственной доходной базы, что ведёт к увеличению расходов, а, следовательно, к дефициту бюджета. Все проблемы, стоящие перед местным бюджетом, подтверждаются не только опытом России, но и зарубежной практикой [2. С.741].

Для нормального функционирования местного самоуправления, а также для решения вопроса дефицита местных бюджетов необходимо соблюдать финансовую самостоятельность местного самоуправления, прежде всего она обеспечивается наличием собственных доходов и возможностью самостоятельно их расходованию. На конгрессе местных и региональных властей Европы 2001 г. определил долю собственных доходов местных бюджетов, которая должно составлять 76 %. Хотя на сегодняшний день считается, что данный критерий соблюдается, понятие «собственные доходы» не является чем-то устоявшимся. Собственные доходы определяются конгрессом местных и региональных властей Европы как финансовые средства от собственных решений местных властей. По мнению А.Г. Пауля собственные доходы – это доходы, которые покрывают расходы, направленные на выполнение задач и функций местного самоуправления. [3. С. 118].  Бюджетной кодекс РФ (БК РФ) же к собственным доходам в статья 47 относит налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций [1. Ст.47].

Финансовая свобода местного самоуправления может обеспечиваться перераспределением доходной части местного бюджета по большей части налоговыми поступлениями. В данном случае может возникнуть опасность нерационального распределения местного бюджета, которую легко решить с помощью надзорных органов с их системой проверок (в частности прокуратура). Также для финансовой свободы можно сократить количество полномочий местного уровня, без сокращения финансирования за счёт нефинансируемых полномочий. Но в данном случае нужно принимать во внимания нормы Конституции РФ (обеспечить самостоятельность местного самоуправления, отделить ее от государственной власти [4. Ст.130]) и принципы организации местного самоуправления в РФ [3. С.209].

Следует отметить, что в отношении налогообложения на местном уровне муниципальное образование не обладает широкими полномочиями, оно ограничено федеральным законодательством, а именно Налоговом кодексом РФ. Также налоговые льготы на местном уровне вправе устанавливать как и само муниципальное образование, так и федеральное законодательство, что ещё раз свидетельствует о скованности и ограничения самостоятельности местного самоуправления [5. С. 120].

В создании сильной и независимой власти на местах заинтересованы и высшие органы власти, в частности Президент РФ в своём послании Федеральному Собранию РФ 2013 года считает важной задачей уточнения общих принципов организации местного самоуправления. Для реализации Послания Президента РФ был принят ФЗ  от 24 мая 2014 года № 136-ФЗ (ред. от 23.06.2004) «О внесении изменений в ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и испольнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Не смотря на проводимые меры вопрос о необходимости реформы местного самоуправления остаётся открытым [3. С.209].

Таким образом, для решения проблем дефицита местного бюджета нужно провести некоторые преобразования в  деятельности местного самоуправления, которые не охватывают её фундамента, а, следовательно, не противоречит Конституции РФ и ФЗ «О местном самоуправлении». При контроле данной деятельности надзорными органами позволит выявить ошибки в компетенции местного самоуправления, указать на них для последующего эффективного устранения на благо муниципального образования.


Библиографический список
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31.
  2. Марченко Т.С. Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов // Молодой учёный 2015. №1. С.741-745.
  3. Базарова В.С., Жамбалов Б.В. Собственные доходы местных бюджетов как важный элемент самостоятельности местного самоуправления // Вестник Бурятского государственного университета 2015. № 2-2. С. 206-210.
  4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014 . №31.
  5. Васильева Н.В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект // Известия Иркутской государственной экономической академии  2015. №1. С.117-125.


Все статьи автора «Саблина Маргарита Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: