На сегодняшний день одной из актуальных проблем в нашей стране остаётся нехватка доходов бюджета в органах местного самоуправления, то есть дефицит этого уровня бюджета. Её причина находится в способе формирования местного бюджета по остаточному принципу, а также недостаточного внимания со стороны федеральных властей к деятельности местного самоуправления.
Доходы местного бюджета формируются аналогично доходам бюджетов других уровней (федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов [1. Ст.10]), то есть из налоговых и неналоговых поступлений, а также межбюджетных трансферов. Причём межбюджетные трансферы составляют наибольший процент дохода, что приводит к негативным последствиям. Данные последствия могут выражаться в виде снижения ответственности органа местного самоуправления в вопросах местного значения; созданию условий неэффективного использования перераспределения межбюджетных трансферов; а также к отсутствию стимула для расширения собственной доходной базы, что ведёт к увеличению расходов, а, следовательно, к дефициту бюджета. Все проблемы, стоящие перед местным бюджетом, подтверждаются не только опытом России, но и зарубежной практикой [2. С.741].
Для нормального функционирования местного самоуправления, а также для решения вопроса дефицита местных бюджетов необходимо соблюдать финансовую самостоятельность местного самоуправления, прежде всего она обеспечивается наличием собственных доходов и возможностью самостоятельно их расходованию. На конгрессе местных и региональных властей Европы 2001 г. определил долю собственных доходов местных бюджетов, которая должно составлять 76 %. Хотя на сегодняшний день считается, что данный критерий соблюдается, понятие «собственные доходы» не является чем-то устоявшимся. Собственные доходы определяются конгрессом местных и региональных властей Европы как финансовые средства от собственных решений местных властей. По мнению А.Г. Пауля собственные доходы – это доходы, которые покрывают расходы, направленные на выполнение задач и функций местного самоуправления. [3. С. 118]. Бюджетной кодекс РФ (БК РФ) же к собственным доходам в статья 47 относит налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций [1. Ст.47].
Финансовая свобода местного самоуправления может обеспечиваться перераспределением доходной части местного бюджета по большей части налоговыми поступлениями. В данном случае может возникнуть опасность нерационального распределения местного бюджета, которую легко решить с помощью надзорных органов с их системой проверок (в частности прокуратура). Также для финансовой свободы можно сократить количество полномочий местного уровня, без сокращения финансирования за счёт нефинансируемых полномочий. Но в данном случае нужно принимать во внимания нормы Конституции РФ (обеспечить самостоятельность местного самоуправления, отделить ее от государственной власти [4. Ст.130]) и принципы организации местного самоуправления в РФ [3. С.209].
Следует отметить, что в отношении налогообложения на местном уровне муниципальное образование не обладает широкими полномочиями, оно ограничено федеральным законодательством, а именно Налоговом кодексом РФ. Также налоговые льготы на местном уровне вправе устанавливать как и само муниципальное образование, так и федеральное законодательство, что ещё раз свидетельствует о скованности и ограничения самостоятельности местного самоуправления [5. С. 120].
В создании сильной и независимой власти на местах заинтересованы и высшие органы власти, в частности Президент РФ в своём послании Федеральному Собранию РФ 2013 года считает важной задачей уточнения общих принципов организации местного самоуправления. Для реализации Послания Президента РФ был принят ФЗ от 24 мая 2014 года № 136-ФЗ (ред. от 23.06.2004) «О внесении изменений в ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и испольнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Не смотря на проводимые меры вопрос о необходимости реформы местного самоуправления остаётся открытым [3. С.209].
Таким образом, для решения проблем дефицита местного бюджета нужно провести некоторые преобразования в деятельности местного самоуправления, которые не охватывают её фундамента, а, следовательно, не противоречит Конституции РФ и ФЗ «О местном самоуправлении». При контроле данной деятельности надзорными органами позволит выявить ошибки в компетенции местного самоуправления, указать на них для последующего эффективного устранения на благо муниципального образования.
Библиографический список
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31.
- Марченко Т.С. Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов // Молодой учёный 2015. №1. С.741-745.
- Базарова В.С., Жамбалов Б.В. Собственные доходы местных бюджетов как важный элемент самостоятельности местного самоуправления // Вестник Бурятского государственного университета 2015. № 2-2. С. 206-210.
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014 . №31.
- Васильева Н.В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект // Известия Иркутской государственной экономической академии 2015. №1. С.117-125.