Непрерывное образование – это совокупность государственных, коммерческих и основанных на иной форме собственности образовательных организаций, обеспечивающих конструктивное и содержательное единство, преемственность и согласованность всех звеньев образования, повышение квалификации и переподготовку каждого трудоспособного человека с учетом настоящих и перспективных социальных и экономических потребностей и личных образовательных возможностей и профессиональных интересов. Непрерывное образование в современном обществе носит уже массовый характер. В определенном смысле происходит «обращение к первоначальному этапу развития человечества» (непрерывное образование снова стало уделом всех), но уже в новом образе.
Идея образования на протяжении всей жизни не нова. Она зафиксирована в устном народном творчестве, выражающих мудрость предков: русского народа: «Век живи – век учись», «Учиться никогда не поздно», английского: «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем», «Нового доброго знай не дичись, а чего не знаешь, тому учись»; китайского: «Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься»; осетинского: «Конец мученью – только ученье», «Кто не любит читать, того всю жизнь будут поучать», «Не любишь учиться – полюбишь подчиняться» и др.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты обозначенной проблемы, позволяет утверждать, что ведущие направления в непрерывном развитии педагогического образования, определенные «Концепцией модернизации современного образования на период до 2020 года», могут быть реализованы при условии непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов, руководителей образовательных организаций. В настоящее время (Я.С. Аксарина, С.А. Амбалова [1], М.И. Бекоева [1], С.В. Власенко, А.И. Жилина [3], Г.И. Чемоданова и др.) возросла потребность в педагогическом работнике, способном совершенствовать содержание своей профессиональной деятельности посредством непрерывного освоения инновационных технологий, творческого применения научных достижений и широкого научно-педагогического опыта. Все перечисленные условия являются необходимыми структурными компонентами профессиональной квалификации современного педагогического работника.
Проблема создания условий для свободного доступа к образованию на протяжении всей жизни человека является не только педагогической, но и общей социальной проблемой, эффективное решение которой в последнее время приобретает приоритетное значение. Идея «образования через всю жизнь» отвечает стратегическим целям Европы стать максимально конкурентоспособным обществом в целом мире, базирующемся на компетенциях. Непрерывное образование и приобретение необходимых компетенций рассматриваются в качестве ответов на стремительно растущую конкуренцию и использование новых образовательных технологий.
Высшее образование сегодня выступает в качестве ведущего компонента устойчивого развития государства (Н.А. Дмитриев, Б.А. Тахохов), в котором центральное место отводится университетскому образованию, а формирование универсальной образовательной модели является его главной задачей [2; 7]. Современная модель высшего образования, основанная на приоритете фундаментализации и гуманитаризации обучения (Н.А. Дмитриев), а также на принципах мобильности и интеграции всех европейских стандартов качества в высшем образовании, тесно связана с идеей «образования через всю жизнь» (Lifelong Learning – в течение всей жизни), которая дополняет базовое образование и охватывает все его фазы [2]. В основе данной модели лежит предоставленная возможность каждому гражданину выбирать из числа образовательных программ, форм обучения, видов деятельности, регионов и стран, необходимая для совершенствования общекультурных и общепрофессиональных компетенций и их оптимального использования. Такой подход в системе образования способствует повышению конкурентоспособности человека, его профессиональному и личностному росту, формированию устойчивой профессиональной мобильности на рынке труда. В масштабах страны массовое одобрение этой концепции, в свою очередь, благотворно сказывается на качестве интеллектуального и человеческого капитала, и тем самым поддерживает развитие экономики в целом.
Концепция Lifelong Learning, как отмечают многие ученые (Т.Ю. Ломакина, Д. Тхи Нгуен, Е.С Сженов [6], Б.А. Тахохов [7] и др.), предполагает, что система образования должна охватывать людей независимо от сферы деятельности, их возраста и национальной принадлежности, и при этом предоставлять им возможность и условия для развития любых допустимых учебных предпочтений и интересов. Основное условие для реализации Lifelong Learning – развитие совместимой многоступенчатой системы кредитов, которая позволяет сопоставлять дипломы и удостоверения, полученные в общеобразовательной школе, в сфере профессионального образования и других образовательных организациях. Система образования и переподготовки Lifelong Learning сопровождает человека на протяжении всей жизни, определяет социальную динамику, обеспечивает капитализацию человеческого ресурса. Создание и применение новых знаний, пишут Т.К. Мусалимов и Ж. Топатаева, становится основным источником роста национальных экономик и качества жизни большого числа людей. Несмотря на достаточно длительную эволюцию понятия «обучение в течение всей жизни» (дословный перевод «Lifelong learning» – «обучение длиною в жизнь»), до сих пор не существует его общепризнанного определения [5].
Ратификация новой государственной политики в сфере высшего образования, по мнению исследователей проблемы непрерывного профессионального образования (Н.А. Колганова и др.) требует анализа и согласования категорий «непрерывное образование» и «образование через всю жизнь» []. При согласовании этих двух сложных категорий следует учитывать современное понимание и содержание сложного многоаспектного понятия «высшее образование» как социально-педагогической практики, способа формирования и трансляции культурных норм и ценностей, индивидуальной деятельности человека по присваиванию им образа мира. Оказываясь в непредвиденных ситуациях, встречаясь на своем пути с разными людьми и завязывая с ними некоторые отношения, приобщаясь к родной культуре и изучая чужую, разрешая встающие перед ним разнообразные проблемы, человек регулярно обучается. Он приобретает новые установки, взгляды, ценности, приоритеты, открывает для себя новые проблемы, знакомится с разными точками зрения, приобретает новые знания и овладевает новыми умениями. Все это в совокупности и составляет сущность непрерывного обучения.
С учетом возрастных особенностей личности ученые (Н.В. Веневцева, А.М. Князева, Ю.В. Кондусова, А.В. Крючкова, Н.М. Семынина) выделяют три основных стадий непрерывного обучения [5]:
Первая стадия – обучающиеся в возрасте от 6 до 24 лет. Как правило, от начальной школы до высших учебных заведений они обучаются в специальных образовательных организациях. Но этим процесс обучения не ограничивается, так как помимо институционального обучения, человек учится и в собственной семье, посещает учреждения дополнительного обучения, участвует в общественных организациях, общается с друзьями и сверстниками, развивается в определенной культурной среде и т.д. Все это и есть неформальное обучение, которое, наряду с формальным, закладывает основы социального, духовного интеллектуального, нравственного и эмоционального развития человека.
Вторая стадия – это люди в возрасте от 25 до 60 лет, для которых базовое образование к этому времени, как правило, закончилось, но обучаться все же не прекращают. Они могут активно и систематически заниматься профессиональным совершенствованием, как на базе образовательной организации, так и неформально, получать дополнительное профессиональное образование, заниматься научно-исследовательской деятельностью, расширять круг знакомств, путешествовать, приобретать новые умения и осваивать новые увлечения.
Третья стадия – это пожилые люди старше 60 лет. На данный период жизни человек получает обычно реальную возможность полностью посвятить себя своим увлечениям и интересам – это может быть социальная работа, легкий посильный труд в государственных структурах, изделия ручной работы, путешествия и занятия, доставляющие больше удовольствие, чем хлопоты. В этом возрасте пожилым людям важно чувствовать свою полезность окружающим, осмысленность своей жизни, именно поэтому так необходима социальная поддержка, которую общество может оказать непрекращающемуся развитию и обучению старшего поколения.
В современной европейской гуманитарной цивилизации непрерывное образование анализируется как всеобщая категория в рамках развития, которая может быть представлена с трех позиций: с человеческой позиции – как образование длиною в жизнь; с образовательной позиции – как открытое доступное образование, обеспечивающее педагогическое, методическое, психологическое и социокультурное сопровождение учебной деятельности; с профессиональной позиции – как наличие осознанных целей и потребностей в образовательной деятельности для профессионального становления личности. Как отмечают Т.К. Мусалимов, Ж. Топатаева, «концепция образования в течение всей жизни основывается на том, что смена области профессиональной деятельности возможна только под внешним воздействием: увольнение, закрытие предприятия, невостребованность специальности и т.п. Она не в состоянии рассмотреть иные причины получения дополнительного профессионального образования. Между тем реалии переходной экономики показывают, что достаточно большое количество людей вынуждено трудоустраиваться не по своей специальности» [8].
В современном обществе, в условиях глобализации образования «на всю жизнь», возникает острая необходимость в дополнительном профессиональном образовании, которая и трансформируется в потребность в непрерывном педагогическом образовании. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) большинством ученых (М.И. Бекоева, С.А Амбалова.) определяется как «важный компонент системы непрерывного образования, позволяющий реализовать принцип «образование через всю жизнь», дающий возможность гибко и своевременно получать необходимые профессиональные компетенции, средство обеспечения текущих и перспективных государственных потребностей в профессиональных специалистах необходимой квалификации; важнейший инструмент, позволяющий повышать возможности профессиональной деятельности граждан и, следовательно, способствовать росту производительности труда и экономики страны в целом» [1]. Любое учреждение заинтересовано в квалифицированных специалистах, поэтому профессиональное развитие работников является необходимым и важным условием для ее благополучного функционирования и совершенствования. Кроме того, ДПО научно-педагогических и административно-управленческих работников является необходимым условием эффективности функционирования вуза и рассматривается в качестве важнейшего критерия при оценке его деятельности. Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, на повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации [6].
Для обеспечения процесса непрерывного образования в Северо-Осетинском государственном университете имени К.Л. Хетагурова реализуются следующие средства и приемы обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи и иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи. В соответствии с требованиями раздела 7 ГОС, раздела 7 ФГОС и приказом Рособрнадзора от 05.09.2011 №1953 заключены договора на подключение и предоставлен доступ к Электронным библиотечным системам (ЭБС) и собственным базам данных.
Для реализации основных и дополнительных образовательных программ Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова располагает необходимым объемом аудиторного фонда. В университете, для обеспечения обучения на высоком уровне, используется более 900 компьютеров в компьютерных классах, библиотеке, читальных залах, лабораториях и кафедрах. Для проведения плановых занятий и самостоятельной работы в университете имеется 44 компьютерных класса, имеющих высокоскоростной доступ в сеть Интернет, что обеспечивает всем обучающимся университета доступ к мировым информационным ресурсам. При проведении лекционных, семинарских, лабораторных занятий активно используются современные интерактивные образовательные технологии. Университетские лаборатории и лекционные аудитории оснащены современными мультимедийными средствами обучения. Все перечисленные условия и образовательные ресурсы способствуют успешной реализации непрерывного образовательного процесса в Северо-Осетинском государственном университете имени К.Л. Хетагурова.
Правовую основу использования современных образовательных технологий составили: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 1.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; а также локальные нормативные акты СОГУ.
Основная часть системы непрерывного педагогического образования представлена, прежде всего, стандартными учебными планами и образовательными программами, кроме этого разрабатываются курсы, содержащие национально-региональный компонент, связанные с освоением культурных, национальных, этнических традиций, с воспитанием чувства патриотизма и любви к «малой» и «большой» Родине. Это такие программы, как: «Краеведение», «Традиции и культура осетин», «Педагогическая риторика», «Культура речи (русский и осетинский языки)», «История Осетии» и т.д. Кроме этого, отвечая на образовательные запросы обучающихся и требования работодателей, вводятся спецкурсы, формирующие профессиональную мобильность студентов, и, как следствие, обеспечивающие социальную защищенность будущих педагогов («Деловой иностранный язык», «Практическая психология», «Развивающее обучение», «Основы медицинских знаний», «Психология рекламы», «Математические методы в педагогическом исследовании» и др.).
Таким образом, на сегодняшний день важнейшими задачами структурных подразделений Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова, обеспечивающих непрерывное педагогическое образование, являются: повышение доступности образовательных ресурсов для обучающихся; максимальное удовлетворение спроса на образовательные услуги (довузовская подготовка, общеобразовательные программы, высшее профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, послевузовская подготовка); расширение сферы основной деятельности университета, стимулирование спроса на образовательные услуги, расширение рынка образовательных услуг; обеспечение участия преподавателей и обучающихся в региональных и мировых образовательных программах, включая обмен и полноценное использование доступного образовательного контента; интеграция дистанционных образовательных технологий с традиционными формами обучения с целью повышения их эффективности; укрепление экономического потенциала СОГУ, минимизация затрат на организацию и реализацию учебного процесса; преодоление территориальных барьеров для обучения в СОГУ и обеспечение доступности обучения для всех слоев населения, как на территории РСО-Алания, так и за ее пределами; систематическое обучение (сертифицированная подготовка, повышение квалификации, переподготовка специалистов).
Библиографический список
- Бекоева М.И., Амбалова С.А. Перспективные направления обеспечения непрерывного образования //Современный научный вестник. 2016. Т. 5. №2. С. 188-191.
- Дмитриев Н.А. Непрерывное образование как основа формирования региональной системы непрерывного профессионального образования //Известия ТГУ. Гуманитарные науки. 2010. № 2. С. 467-473.
- Жилина А.И. Модель управления непрерывным педагогическим образованием в современных условиях развития образования в России //Специфика педагогического образования в регионах России. 2012. № 1. С. 74-78.
- Колганова Н.А. Непрерывное образование в контексте экономических теорий образования //Проблемы современной экономики. 2010. №3. С. 405-407.
- Кондусова Ю.В., Крючкова А.В., Веневцева Н.В., Князева А.М., Семынина Н.М. Роль педагогического мастерства в формировании профессионализма педагога //Современный научный вестник. 2016. Т. 5. №1. С. 59-62.
- Сженов Е.С. О разработке концепции непрерывного образования: основания и принципы //Высшее образование в России. 2011. №2. С. 93-98.
- Тахохов Б. Формирование поликультурной компетентности студентов //Современный научный вестник. 2016. Т. 3. №1. С. 3-11.
- Топатаева Ж., Мусалимов Т.К. Педагогические условия активизации познавательной деятельности студентов в организации интерактивных методов обучения //Современный научный вестник. 2016. Т. 3. №1. С. 3-11.