Делегирование полномочий – методология бизнеса, в которой сотрудникам предоставляются полномочия и ответственность за решения на том уровне, на котором они действуют [1].
Объем полномочий, которыми может быть наделен каждый сотрудник в соответствии с занимаемой должностью, определяется руководителем.
Ни один руководитель не справится с управлением компанией в одиночку. Так или иначе, менеджерам приходится делегировать часть полномочий, распределяя рутинную работу между подчиненными.
В принципе, главная задача руководителя заключается в том, чтобы обеспечить организацию трудового процесса силами коллектива, используя потенциальные возможности сотрудников. Это создает в компании атмосферу доверия, формирует у работников ответственное отношение к своим обязанностям [2].
При делегировании и руководитель, и подчиненный получают выгоду. Сотрудник, таким образом, развивает и может осознать собственную ценность для компании, а руководитель имеет больше времени для стратегии, получая при этом мотивированных и развивающихся подчиненных. В результате повышаются производительность и эффективность бизнеса.
Процесс делегирования накладывает определенные обязательства и на сотрудников. Неумение или нежелание делегировать полномочия – одна из самых серьезных проблем современных руководителей и помеха для развития бизнеса. Эффективность делегирования очевидна, но не все управленцы спешат его применять. Среди основных причин этого: конкуренция с подчиненными, стремление к максимально высокому качеству согласно установке «я умею это лучше, поэтому сделаю за своего подчиненного», недоверие к сотрудникам, боязнь риска и прочие личностные качества руководителей.
Безусловно, делегирование полномочий сопровождается определенными рисками. Например, передача полномочий на выполнение того или иного задания не снимает с руководителя ответственности за результат. В случае неудачи ему придется взять вину на себя, а в случае успеха – отменить заслугу исполнителя.
При делегировании полномочий руководитель устанавливает обязанности, определяет права и уровень ответственности за выполнение заданий. Первое, с чего стоит начать делегирование задач, которые необходимо передать, и правильный подбор потенциальных исполнителей. Делегировать полномочия стоит тому, кто обладает соответствующими знаниями, практическим опытом и высокой мотивацией, нацеленные на профессиональное развитие, для которых важны статус внутри компании и причастность к принятию важных решений.
При передаче поручений подчиненному руководитель должен четко сформулировать задачи, установить сроки их решения, обговорить возможные ресурсы и круг полномочий, формы и методы контроля [3].
Следует заранее оговорить, когда и какие именно результаты подчиненный должен представить руководителю, и назначить даты промежуточного контроля. Это позволит избежать демотивации сотрудника.
Вполне справедливо, что эффективное решение задачи требует поощрения. Вознаграждение может быть как материальным, так и нематериальным. Например, премия, повышение статуса, объявление благодарности, более комфортабельные условия работы.
Не стоит каждый шаг сотрудника на работе связывать с выплатой бонуса или премии. В этом случае компания рискует существенно увеличить бюджет расходов на персонал и столкнуться с полным отсутствием инициативы, если в какой-то момент у нее не окажется денег на выплату премии. Гораздо действеннее в этом смысле атмосфера открытости в коллективе, поддержка инициативы сотрудников, исключение страха наказания и поощрение желания развиваться. Делегирование задач должно стать для работника не рутинной, а интересной работой.
Библиографический список
- Гаврилова С.В., Иванова- Швец Л. Н. Организция труда персонала: учебно-практическое пособие / Евразийский открытый институт, 2010. – с.224.
- Кузнецова С.Н. Организация НИОКР и проектирование: учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2015.
- Шекшня С. В., Как эффективно управлять свободными людьми: коучинг / Станислав Шекшня. – Москва: Альпина Паблишерз, 2010. – 206 с.
- Кузнецов В.П., Панов А.И. Делегирование – новое направление в менеджменте – Ресурсы региона: пути и методы их эффективного использования: Материалы научно-практической конференции. – Нижний Новгород, Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 2000. – 320с.