ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ

Жолобова Ирина Константиновна1, Харишко Наталья Викторовна2
1Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры истории и философии
2Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры гигиены

Аннотация
В статье рассматриваются основные проблемы, обусловленные значительной учебной нагрузкой в школе и университете, высокими требованиями к физическому и психическому здоровью подрастающего поколения. Приводятся сведения в пользу актуальности и примеры проведённых воспитательных мероприятий, направленных на профилактику зависимого поведения и популяризацию здорового образа жизни молодёжи.

Ключевые слова: воспитательная работа, зависимое поведение, здоровый образ жизни, молодежная среда, учебная нагрузка, физическое и психическое здоровье молодёжи.


PROPHYLAXIS OF DEPENDENCE BEHAVIOR AND PROMOTING OF A HEALTHY LIFESTYLE AMONG YOUNG PEOPLE

Zholobova Irina Konstantinovna1, Harishko Natalya Viktorovna2
1Rostov State Medical University, teaching assistant of the department of history and philosophy
2Rostov State Medical University, teaching assistant of the department of hygiene

Abstract
The article presents the main problems caused by an appreciable academic load at school and university, high demands to physical and mental health of younger generation. Data in favor of relevance and examples of the held educational actions referred on prophylaxis of dependence behavior and promoting of a healthy lifestyle of youth are given.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жолобова И.К., Харишко Н.В. Профилактика зависимого поведения и популяризация здорового образа жизни в молодёжной среде // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80730 (дата обращения: 23.04.2024).

В настоящий момент дети и подростки находятся под влиянием большого количества факторов, оказывающих негативное влияние на психическое и физическое здоровье, приводящих к  возникновению различных заболеваний, девиантного зависимого поведения и проблемам во взаимоотношениях с родными и окружающими людьми. Находясь в условиях постоянного стресса, вызванного, прежде всего, чрезмерными физическими и психическими нагрузками, связанными первоначально с  учебной нагрузкой в школе, а затем поступлением и обучением в среднеспециальных и высших учебных учреждениях, подростки стремятся найти выход из этой ситуации и им необходимо в этом помочь. Иначе особая чувствительность и уязвимость молодёжи, склонность к экспериментам и различным вариантам аддиктивного и асоциального поведения [1; 2] приведёт к отчуждению, озлобленности, личностной деградации, ухудшению их физического и психического здоровья [3; 4; 5].

В этой связи крайне важна работа по профилактике и предупреждению развития хронических заболеваний, которые в настоящее время достаточно распространены, а также  по предотвращению возникновения психосоматических расстройств и заболеваний среди подростков, диагностика и последующее лечение которых достаточно сложны [6; 7].

В сложившихся обстоятельствах на первый план выходит необходимость проведения на всех этапах и уровнях образовательного процесса плановой воспитательной работы, призванной помочь подрастающему поколению на пути личностного и профессионального становления, успешной адаптации и социализации [8; 9; 10].

Центр довузовского образования учебного управления ФГБОУ ВО «Ростовского государственного медицинского университета» Минздрава России (далее – Центр довузовского образования РостГМУ) осуществляет систематическую комплексную работу, направленную на формирование у детей и подростков общечеловеческих ценностей, повышение их осведомлённости относительно истории становления избранной ими профессии, а также развитие их интереса к истории своего государства, его культурному наследию [11; 12; 13; 14].

Центром довузовского образования РостГМУ в настоящий момент реализуются образовательно-профориентационные проекты «Посвящение в медицину – Университетские субботы» (далее – «Университетские субботы»), «Ваша будущая специальность» и «Малый факультет», ориентированные на привлечение потенциальных абитуриентов, активную работу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодёжи, расширение и углубление их знаний о факторах, влияющих на их здоровье и самочувствие.

Проводимые в рамках указанных проектов мероприятия способствуют:

- повышению привлекательности здорового образа жизни [15];

- формированию негативного отношения к различным вариантам девиантного поведения, прежде всего связанного с проявлениями агрессии и причинением психического или физического вреда себе или окружающим [1; 2];

- повышению степени осведомлённости о негативных последствиях развития химической и нехимической зависимости;

- развитию коммуникативной компетентности и связанной с ней коммуникативной толерантности молодёжи [11].

Так, в число проведённых в рамках проектов «Университетские субботы» и «Малый факультет» мероприятий для потенциальных абитуриентов были организованы:

- встреча с представителями кафедры психиатрии, в ходе которой специалистами кафедры были освещены различные аспекты зависимого (аддиктивного) поведения. Негативные последствия и особенности не только столь популярных для социального рассмотрения химических аддикций (курение табака, употребление наркотических веществ), но и такого столь актуального вида нехимической зависимости, как Интернет-зависимость. Всем присутствующим было предложено пройти небольшой тест с возможностью самостоятельной оценки степени своей компьютерной и Интернет-зависимости. Ключевым выводом стала мысль о том, что успешным может стать только «Не-зависимый врач»;

- в ходе встречи со специалистом в области педиатрии были подробно рассмотрены возможные факторы риска бесплодия, зародышевой патологии и связанные с ними требования к здоровому образу жизни молодых людей -потенциальных родителей;

- сотрудниками кафедры микробиологии и вирусологии №1 были продемонстрированы видеоматериалы и презентация на тему «Интересные факты из жизни микробов», раскрыты различные аспекты и принципы гигиены, что может рассматриваться как очень важный элемент гигиенического воспитания подрастающего поколения, пренебрегающего многими правилами и не задумывающегося о возможных последствиях халатного отношения, прежде всего, к личной гигиене;

- на лекции по химии, на которой одновременно присутствовали студенты и абитуриенты, в интерактивной форме были рассмотрены вопросы строения живых организмов, роли липидов в их жизнедеятельности и необходимости соблюдения правил здорового питания. Были приведены сведения о критериях и количестве необходимых для здоровья продуктов питания. Данная информация особенно актуальна для девушек, стремящихся соответствовать модным тенденциям и пытающихся избавиться от лишнего веса путём строжайших диет и нагрузок, что в конечном счете приводит к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, анорексии, которые  становятся всё более распространёнными заболеваниями, а так же перегрузкам сердечно-сосудистой системы и истощению;

- на встрече школьников с представителем молодёжного научного общества вуза на примере истории изучения сахарного диабета и его типов, получающего всё большее распространение, были рассмотрены факторы, в том числе социально-культурные, связанные со склонностью молодёжи к проведению свободного времени за компьютером, в целом малоподвижному образу жизни, в котором превалирует высококалорийная малополезная пища из «фаст-фудов» и огромное количество продуктов, содержащий избыток сахара или его заменителей, что приводит к излишнему весу. Были рассмотрены пути профилактики и рекомендации по соблюдению правил здорового образа жизни. Особо было отмечено, что для предупреждения многих заболеваний крайне важно избегать употребления алкогольных и энергетических напитков, курение табака или заменяющих его и столь распространенных электронных сигарет, употребления всевозможных токсических и наркотических веществ.

Кроме указанных, в большей степени обучающих и ознакомительных воспитательно-профориентационных  мероприятий, необходимо отметить также особое значение элементов выработки у участников проектов практических навыков оказания первой доврачебной помощи. Проводились беседы ориентированные на осознание необходимости быть более внимательным и готовым к помощи нуждающимся в ней людям, роли милосердия в современных условиях, особом призвании врача [16; 17; 18].

Помимо рассмотренных образовательно-профориентационных проектов всё  более существенную роль с точки зрения воспитания и профессиональной ориентации начинает играть ежегодно проводимая Центром довузовского образования РостГМУ работа по подготовке научно-исследовательских проектов со слушателями подготовительных курсов РостГМУ и участниками клуба «Юный медик». По завершении выполнения научных исследований потенциальные абитуриенты участвуют в Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова и в Итоговой научной сессии молодых учёных, ежегодно проводимой в РостГМУ [19].

В рамках традиционных тем, таких как алкоголизм и курение, рассматриваются актуальные вопросы перехода многих людей, в первую очередь подростков, к электронным сигаретам и энергетическим напиткам. Крайне важно разрушить миф об их якобы меньшей опасности для здоровья или даже полезности. Всё больший интерес у школьников вызывают проблемы репродуктивного здоровья, негативно влияющие на него факторы, а также современные репродуктивные технологии, вызывающие неоднозначное отношение у молодёжи.

Таким образом, юные исследователи получают не только знания в той или иной области, но и практические навыки проведения самостоятельного исследования, опыт публичного выступления, что, безусловно, является важной составляющей развития их коммуникативных способностей, способствует личностному и профессиональному самоопределению.

По завершении того или иного мероприятия Центр довузовского образования РостГМУ проводил анкетирование его участников с тем, чтобы выяснить что новое они узнали для себя и как теперь планируют поступать, что готовы изменить в своей жизни в пользу здорового образа жизни.

Так, по данным проведённого исследования было установлено, что около 85 %  участников мероприятий считали себя независимыми, задумались о своём здоровье и способах его поддержки, около 78 % участников  задумались над тем, чтобы выбрать медицину в качестве своей будущей профессии. Каждый второй отметил, что решил изменить что-то в своей жизни в пользу здорового образа жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что образовательно-профориентационные проекты РостГМУ, проводимые в их рамках воспитательных мероприятия, а также привлечение детей и подростков к научно-исследовательской работе на актуальные темы, связанные со здоровым образом жизни, просвещением и гигиеническим воспитанием, являются крайне важным звеном воспитания психически и физически здоровых детей и подростков, условием их более эффективной адаптации и социализации, развития творческих способностей и осмысленного выбора медицины в качестве будущей профессии.


Библиографический список
  1. Буркина Л.С., Петренко Р.А., Петренко Е.А., Жолобова И.К. Социальная девиантность как культур-антропологический феномен. Ростов-на-Дону, 2013.
  2. Жолобова И.К. К методологии определения понятий насилие, агрессия и жестокость в отношении человека // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 2. – С. 210-214.
  3. Егорова Н.А., Жижин К.С., Квасов А.Р., Степаненко А.Ф., Сидоренко Ю.А. Медико-биологические проблемы верификации прогноза высокого уровня умственной работоспособности студентов // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 42.
  4. Квасов А.Р., Моргуль Е.В., Добаева Н.М., Аветисян З.Е., Степаненко А.Ф., Сидоренко Ю.А. Современные проблемы здоровья студенческой молодёжи и пути их решения // Сборник конференции НИЦ Социосфера. – 2016. – № 56. – С. 31-34.
  5. Сидоренко Ю.А., Адамян О.А. Медико-социальные проблемы сна у подростков // В сборнике: Проблемы развития науки и образования: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. ООО «АРКонсалт». – 2015. – С. 50-52.
  6. Сидоренко Ю.А., Жолобова И.К. Проблема обеспеченности школ медицинским персоналом // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 2. – С. 650-653.
  7. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Корреляция показателей психосоматического здоровья школьников и распределения учебной нагрузки // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – №3 (59). – С. 765-768.
  8. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162-170.
  9. Мкртумян Р.Г., Ишихов Ю.А., Горбунова М.О., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Воспитательная работа на кафедре химии фармацевтического факультета // В сборнике: Химия: достижения и перспективы. Сборник научных статей по материалам I региональной студенческой научно-практической конференции Южного федерального округа. Под редакцией М.О. Горбуновой, Е.М. Баян. – 2016. – С. 239-240.
  10. Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А. А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в ХХI веке. – 2011. – Т. 13. – № 10. – С. 481-482.
  11. Вигель Н.Л. Толерантность как общечеловеческая ценность // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 2 (81). – С. 34-37.
  12. Жолобова И.К., Харишко Н.В., Аветисян З.Е. Организационные аспекты педагогического процесса на довузовском этапе образования // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 2. – С. 614-616.
  13. Камалова О.Н., Жолобова И.К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 1. – С. 38-48.
  14. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках довузовского образования // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5 (61). – С. 398-400.
  15. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Формирование  мотивации к здоровому образу жизни  в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 88-90.
  16. Агеева Н.А. Проблема субъектности в контексте научно-технологического развития // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 85-93.
  17. Агеева Н.А. Системный подход к этико-правовому регулированию медицинской деятельности  // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-5 (48). – С. 97-102.
  18. Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. – № 7 (8). – С. 5.
  19. Якименко Л.А, Сидоренко Ю.А. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников как фактор формирования профессионального самоопределения в системе довузовской подготовки // Развитие современного образования: теория, методика и практика. -  2016. – № 1 (7). – С. 35-38.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жолобова Ирина Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация