В настоящий момент дети и подростки находятся под влиянием большого количества факторов, оказывающих негативное влияние на психическое и физическое здоровье, приводящих к возникновению различных заболеваний, девиантного зависимого поведения и проблемам во взаимоотношениях с родными и окружающими людьми. Находясь в условиях постоянного стресса, вызванного, прежде всего, чрезмерными физическими и психическими нагрузками, связанными первоначально с учебной нагрузкой в школе, а затем поступлением и обучением в среднеспециальных и высших учебных учреждениях, подростки стремятся найти выход из этой ситуации и им необходимо в этом помочь. Иначе особая чувствительность и уязвимость молодёжи, склонность к экспериментам и различным вариантам аддиктивного и асоциального поведения [1; 2] приведёт к отчуждению, озлобленности, личностной деградации, ухудшению их физического и психического здоровья [3; 4; 5].
В этой связи крайне важна работа по профилактике и предупреждению развития хронических заболеваний, которые в настоящее время достаточно распространены, а также по предотвращению возникновения психосоматических расстройств и заболеваний среди подростков, диагностика и последующее лечение которых достаточно сложны [6; 7].
В сложившихся обстоятельствах на первый план выходит необходимость проведения на всех этапах и уровнях образовательного процесса плановой воспитательной работы, призванной помочь подрастающему поколению на пути личностного и профессионального становления, успешной адаптации и социализации [8; 9; 10].
Центр довузовского образования учебного управления ФГБОУ ВО «Ростовского государственного медицинского университета» Минздрава России (далее – Центр довузовского образования РостГМУ) осуществляет систематическую комплексную работу, направленную на формирование у детей и подростков общечеловеческих ценностей, повышение их осведомлённости относительно истории становления избранной ими профессии, а также развитие их интереса к истории своего государства, его культурному наследию [11; 12; 13; 14].
Центром довузовского образования РостГМУ в настоящий момент реализуются образовательно-профориентационные проекты «Посвящение в медицину – Университетские субботы» (далее – «Университетские субботы»), «Ваша будущая специальность» и «Малый факультет», ориентированные на привлечение потенциальных абитуриентов, активную работу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодёжи, расширение и углубление их знаний о факторах, влияющих на их здоровье и самочувствие.
Проводимые в рамках указанных проектов мероприятия способствуют:
- повышению привлекательности здорового образа жизни [15];
- формированию негативного отношения к различным вариантам девиантного поведения, прежде всего связанного с проявлениями агрессии и причинением психического или физического вреда себе или окружающим [1; 2];
- повышению степени осведомлённости о негативных последствиях развития химической и нехимической зависимости;
- развитию коммуникативной компетентности и связанной с ней коммуникативной толерантности молодёжи [11].
Так, в число проведённых в рамках проектов «Университетские субботы» и «Малый факультет» мероприятий для потенциальных абитуриентов были организованы:
- встреча с представителями кафедры психиатрии, в ходе которой специалистами кафедры были освещены различные аспекты зависимого (аддиктивного) поведения. Негативные последствия и особенности не только столь популярных для социального рассмотрения химических аддикций (курение табака, употребление наркотических веществ), но и такого столь актуального вида нехимической зависимости, как Интернет-зависимость. Всем присутствующим было предложено пройти небольшой тест с возможностью самостоятельной оценки степени своей компьютерной и Интернет-зависимости. Ключевым выводом стала мысль о том, что успешным может стать только «Не-зависимый врач»;
- в ходе встречи со специалистом в области педиатрии были подробно рассмотрены возможные факторы риска бесплодия, зародышевой патологии и связанные с ними требования к здоровому образу жизни молодых людей -потенциальных родителей;
- сотрудниками кафедры микробиологии и вирусологии №1 были продемонстрированы видеоматериалы и презентация на тему «Интересные факты из жизни микробов», раскрыты различные аспекты и принципы гигиены, что может рассматриваться как очень важный элемент гигиенического воспитания подрастающего поколения, пренебрегающего многими правилами и не задумывающегося о возможных последствиях халатного отношения, прежде всего, к личной гигиене;
- на лекции по химии, на которой одновременно присутствовали студенты и абитуриенты, в интерактивной форме были рассмотрены вопросы строения живых организмов, роли липидов в их жизнедеятельности и необходимости соблюдения правил здорового питания. Были приведены сведения о критериях и количестве необходимых для здоровья продуктов питания. Данная информация особенно актуальна для девушек, стремящихся соответствовать модным тенденциям и пытающихся избавиться от лишнего веса путём строжайших диет и нагрузок, что в конечном счете приводит к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, анорексии, которые становятся всё более распространёнными заболеваниями, а так же перегрузкам сердечно-сосудистой системы и истощению;
- на встрече школьников с представителем молодёжного научного общества вуза на примере истории изучения сахарного диабета и его типов, получающего всё большее распространение, были рассмотрены факторы, в том числе социально-культурные, связанные со склонностью молодёжи к проведению свободного времени за компьютером, в целом малоподвижному образу жизни, в котором превалирует высококалорийная малополезная пища из «фаст-фудов» и огромное количество продуктов, содержащий избыток сахара или его заменителей, что приводит к излишнему весу. Были рассмотрены пути профилактики и рекомендации по соблюдению правил здорового образа жизни. Особо было отмечено, что для предупреждения многих заболеваний крайне важно избегать употребления алкогольных и энергетических напитков, курение табака или заменяющих его и столь распространенных электронных сигарет, употребления всевозможных токсических и наркотических веществ.
Кроме указанных, в большей степени обучающих и ознакомительных воспитательно-профориентационных мероприятий, необходимо отметить также особое значение элементов выработки у участников проектов практических навыков оказания первой доврачебной помощи. Проводились беседы ориентированные на осознание необходимости быть более внимательным и готовым к помощи нуждающимся в ней людям, роли милосердия в современных условиях, особом призвании врача [16; 17; 18].
Помимо рассмотренных образовательно-профориентационных проектов всё более существенную роль с точки зрения воспитания и профессиональной ориентации начинает играть ежегодно проводимая Центром довузовского образования РостГМУ работа по подготовке научно-исследовательских проектов со слушателями подготовительных курсов РостГМУ и участниками клуба «Юный медик». По завершении выполнения научных исследований потенциальные абитуриенты участвуют в Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова и в Итоговой научной сессии молодых учёных, ежегодно проводимой в РостГМУ [19].
В рамках традиционных тем, таких как алкоголизм и курение, рассматриваются актуальные вопросы перехода многих людей, в первую очередь подростков, к электронным сигаретам и энергетическим напиткам. Крайне важно разрушить миф об их якобы меньшей опасности для здоровья или даже полезности. Всё больший интерес у школьников вызывают проблемы репродуктивного здоровья, негативно влияющие на него факторы, а также современные репродуктивные технологии, вызывающие неоднозначное отношение у молодёжи.
Таким образом, юные исследователи получают не только знания в той или иной области, но и практические навыки проведения самостоятельного исследования, опыт публичного выступления, что, безусловно, является важной составляющей развития их коммуникативных способностей, способствует личностному и профессиональному самоопределению.
По завершении того или иного мероприятия Центр довузовского образования РостГМУ проводил анкетирование его участников с тем, чтобы выяснить что новое они узнали для себя и как теперь планируют поступать, что готовы изменить в своей жизни в пользу здорового образа жизни.
Так, по данным проведённого исследования было установлено, что около 85 % участников мероприятий считали себя независимыми, задумались о своём здоровье и способах его поддержки, около 78 % участников задумались над тем, чтобы выбрать медицину в качестве своей будущей профессии. Каждый второй отметил, что решил изменить что-то в своей жизни в пользу здорового образа жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что образовательно-профориентационные проекты РостГМУ, проводимые в их рамках воспитательных мероприятия, а также привлечение детей и подростков к научно-исследовательской работе на актуальные темы, связанные со здоровым образом жизни, просвещением и гигиеническим воспитанием, являются крайне важным звеном воспитания психически и физически здоровых детей и подростков, условием их более эффективной адаптации и социализации, развития творческих способностей и осмысленного выбора медицины в качестве будущей профессии.
Библиографический список
- Буркина Л.С., Петренко Р.А., Петренко Е.А., Жолобова И.К. Социальная девиантность как культур-антропологический феномен. Ростов-на-Дону, 2013.
- Жолобова И.К. К методологии определения понятий насилие, агрессия и жестокость в отношении человека // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 2. – С. 210-214.
- Егорова Н.А., Жижин К.С., Квасов А.Р., Степаненко А.Ф., Сидоренко Ю.А. Медико-биологические проблемы верификации прогноза высокого уровня умственной работоспособности студентов // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 42.
- Квасов А.Р., Моргуль Е.В., Добаева Н.М., Аветисян З.Е., Степаненко А.Ф., Сидоренко Ю.А. Современные проблемы здоровья студенческой молодёжи и пути их решения // Сборник конференции НИЦ Социосфера. – 2016. – № 56. – С. 31-34.
- Сидоренко Ю.А., Адамян О.А. Медико-социальные проблемы сна у подростков // В сборнике: Проблемы развития науки и образования: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. ООО «АРКонсалт». – 2015. – С. 50-52.
- Сидоренко Ю.А., Жолобова И.К. Проблема обеспеченности школ медицинским персоналом // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 2. – С. 650-653.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Корреляция показателей психосоматического здоровья школьников и распределения учебной нагрузки // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – №3 (59). – С. 765-768.
- Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162-170.
- Мкртумян Р.Г., Ишихов Ю.А., Горбунова М.О., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Воспитательная работа на кафедре химии фармацевтического факультета // В сборнике: Химия: достижения и перспективы. Сборник научных статей по материалам I региональной студенческой научно-практической конференции Южного федерального округа. Под редакцией М.О. Горбуновой, Е.М. Баян. – 2016. – С. 239-240.
- Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А. А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в ХХI веке. – 2011. – Т. 13. – № 10. – С. 481-482.
- Вигель Н.Л. Толерантность как общечеловеческая ценность // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 2 (81). – С. 34-37.
- Жолобова И.К., Харишко Н.В., Аветисян З.Е. Организационные аспекты педагогического процесса на довузовском этапе образования // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 2. – С. 614-616.
- Камалова О.Н., Жолобова И.К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 1. – С. 38-48.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках довузовского образования // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5 (61). – С. 398-400.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Формирование мотивации к здоровому образу жизни в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 88-90.
- Агеева Н.А. Проблема субъектности в контексте научно-технологического развития // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 85-93.
- Агеева Н.А. Системный подход к этико-правовому регулированию медицинской деятельности // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-5 (48). – С. 97-102.
- Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. – № 7 (8). – С. 5.
- Якименко Л.А, Сидоренко Ю.А. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников как фактор формирования профессионального самоопределения в системе довузовской подготовки // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. – № 1 (7). – С. 35-38.