Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время социальные потребности людей в контакте с животными увеличиваются, им хочется покормить и погладить зверей, особенно детям.
Целесообразно провести социологическое исследование [1, 2] потребителей услуг контактных зоопарков и разработать варианты создания контактного зоопарка в Нижнего Новгорода. В Нижнем Новгороде функционирует ряд контактных зоопарков. Проведя мониторинг контактных зоопарков Н. Новгорода, создавая запрос 2ГИС “Зоопарки” было найдено 11 организаций, при этом крупных контактных зоопарков только три, которые являются частью городских зоопарков, остальные 1-2 расположены в крупных торговых центрах города. В декабре 2016 года был проведен социологический опрос [2, 3], направленный на выявление предпочтений молодежи в востребованности данного виды услуг. Выборка составила 101 человек, 77,2% составляла молодежь до 25 лет. Больше половины нижегородцев (64,4%) считают, что контакт с животными для них очень важен, нравится идея создания контактных зоопарков 85,1%, а у 83 опрошенных есть дома животные и всем респондентам нравятся животные, и большинство хотят посещать контактные зоопарки в будущем (92,1%), уже их посетили 69,3%. Нижегородцы хотят, чтобы в контактных зоопарках было разнообразие зверей, птиц и рептилий, их содержание должно быть хорошим (соблюдаться требования по комфортному размещению, питанию и лечению животных), при этом цена билета находиться в диапазоне 200-299 рублей, предпочтительны абонементы на 1-2 человек и семейные.
Респондентам был задан вопрос о проживании респондентов: “В каком районе Нижнего Новгорода вы живете?”, половина 50,5% указали Автозаводский район (рис. 1)
Рисунок 1 – Проживание респондентов
В Автозаводском районе в настоящее время функционирует только 1 контактный зоопарк (в ТЦ “Крым”), ребята посоветовали его разместить в Торговом Центре “Парк Авеню” (42,8% голосов), “Крым” (22,8%), “Ривьера” (19,8%), что видно из рисунка 2.
Рисунок 2 – Предпочтения по размещению контактных зоопарков в ТЦ
На их выбор повлияли следующие факторы – крупный торговый центр (35,6%), близость к дому (24,8%), хорошая транспортная развязка (18,8%), что отражает рисунок 3.
Рисунок 3 – Критерии выбора ТЦ под контактный зоопарк
Анализируя варианты размещения был задан вопрос: “В каком бы парке Автозаводского района вы бы предложили разместить контактный зоопарк?”, большинство “проголосовали” за Парк Культуры и отдыха Автозаводского района (78,2%), что видно из рисунка 4.
Рисунок 4 – Предпочтения по размещению контактных зоопарков в парках
Если бы контактный зоопарк находился в отдельном здании, то нижегородцы считают его необходимо разместить в центре Автозаводского района (отметили 40,6%), что иллюстрирует рисунок 5.
Рисунок 5 – Предпочтения по размещению контактных зоопарков в микрорайонах Автозаводского района
В форме открытого вопроса ребятам предлагалось дать название контактному зоопарку. Из перечисленных названий наиболее интересными являются: В мире животных))), Зверушки, Зоопарк «На ручках», Мир животных, Зверополис.
Проведенное социологическое исследование показало, что Нижегородская молодежь считает необходимым создание контактного зоопарка в Автозаводском районе, в котором должны быть разнообразные звери, птицы и рептилии, их содержание должно быть хорошим (соблюдаться требования по комфортному размещению, питанию и лечению животных), при этом цена билета находиться в диапазоне 200-299 рублей, предпочтительны абонементы, по месторасположению – расположены в центральной части Автозаводского района (в Парке культуры и отдыха). Результаты проведенного исследования могут быть отправной точкой по разработке бизнес-плана [3] по созданию контактного зоопарка.
Библиографический список
- Булганина С.В. Электронный учебный курс «Основы маркетинга (в сфере сервиса)» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 5 (60). С. 64.
- Булганина С.В., Тюмина Н.С. Исследование потребительских предпочтений на рынке услуг контактных зоопарков Нижнего Новгорода // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 14.
- Разуваева А.С., Шкунова А.А. Организация малого бизнеса: проблемы современного препринимателя // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА: АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ материалы VI Международной студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 459-461.