ЭТИЧЕСКОЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ

Дёмина Алиса Романовна1, Владимирова Наталья Васильевна2
1Омский государственный технический университет, студент магистратуры, 1 курс, факультет Элитного образования и магистратуры
2Омский государственный технический университет, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Философия и социальные коммуникации»

Аннотация
Статья посвящена рассмотрению этики в условиях современной информационной картины мира. Рассматривается понятие и роль информации, её связь с понятием информационной культуры. Приводится краткая характеристика электронной культуры. Выделяются негативные стороны влияния информации на современную картину мира. Устанавливается роль этики в условиях информационной среды. Обосновывается необходимость создания глобальной культуры кибербезопасности. Этическое выделяется как одно из условий создания и укрепления культуры кибербезопасности.
Данная статья подготовлена в рамках дисциплины «Основы мировоззренческой безопасности».

Ключевые слова: информационная картина мира, информационная культура, информация, кибербезопасность, электронная культура, этика


ETHICAL AS ONE OF THE CONDITIONS OF CYBERSECURITY CULTURE CREATION AND PROMOTION

Dyomina Alisa Romanovna1, Vladimirova Natalia Vasylievna2
1Omsk State Technical University, student master, 1 course, faculty of elite education and magistracy
2Omsk State Technical University, candidate of philological sciences, docent

Abstract
The article is dedicated to consideration of ethics in conditions of modern informational picture. Concept and role of information, its connection with the concept of informational culture is considered. Short characteristic of electronic culture is given. Negative sides of information impact on modern world culture are highlighted. The role of ethics in conditions of modern informational picture is established. The necessity of global cybersecurity culture creation is substantiated. Ethical is shown as one of the conditions of cybersecurity culture creation and promotion.
This article was prepared as part of the discipline "bases of ideological security".

Keywords: cybersecurity, electronic culture, ethics, information, informational culture, world informational picture


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Дёмина А.Р., Владимирова Н.В. Этическое как одно из условий создания и укрепления культуры кибербезопасности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/80303 (дата обращения: 13.03.2024).

В настоящее время очень важную роль в нашей жизни играют информационные технологии. Информация представляет собой одну из ключевых составляющих общей картины мира. Существуют различные варианты интерпретации данного термина. С одной стороны, это сведения, которые передаются различными способами, с другой, – атрибут материи – свойство абсолютно всех живых и неживых объектов; в то же время информацию связывают с функционированием систем [1]. С точки зрения системного анализа, это отражение одного объекта на другой, где предполагается наличие источника и приёмника информации [2].

Если информацию рассматривать в качестве предмета защиты, то она представляет собой сведения, обладающие определённой ценностью. В этом случае можно говорить о её характере достоверном или ложном, полезном или вредном. Но важно то, что информация различным образом может оказывать воздействие на  решения, принимаемые людьми: начиная от привлечения внимания к некоторым продуктам и заканчивая введением в заблуждение или обманом [3].

Как известно, информационная культура есть часть общей культуры, связана с формированием и распространением информации в обществе. Она является предметом, средством и результатом социальной активности [4]. Помимо указанного выше, информационная культура подразумевает культуру рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности людей. Точное определение термина «информационная культура личности» (далее ИКЛ – прим. наше) затруднено в связи с его многозначностью. В общем плане, это  совокупность некоторых характеристик, системы взглядов на мир, направленных на самостоятельную мыслительную деятельность человека. ИКЛ включает в себя умение воспринимать и обрабатывать информацию, а также формирование правильного, адекватного мышления, которое поможет должным образом анализировать получаемую информацию [5]. Иначе, информационная культура не столько специализированная форма культуры, сколько характеристика культуры с точки зрения передаваемой в её рамках информации.

На основе ИКЛ складывается информационная картина мира (далее ИКМ – прим. наше). Она является частным случаем картины научной и отражает состояние общей картины мира. Помимо всего этого, в качестве субъекта в модели отношения «субъект-мир» воспринимается информация и информационные процессы. На ИКМ оказывает влияние как информационная культура отдельно взятой личности, так и общества в целом [6]. ИКМ служит в качестве посредника между наукой и социокультурными процессами; задачи включают в себя сбор, анализ, распространение информации в мире с помощью информационного взаимодействия; характеризуется временем и расстоянием, в рамках которых распространяется информация [7].

Как производная от информационной культуры, определяется другая культура – электронная (далее ЭК – прим. наше.). Она подразумевает под собой человеческую компетентность в условиях современных технологий. Сюда, например, относится уровень владения различными техническими средствами: как компьютерами, так и небольшими гаджетами. ЭК – это и умение пользоваться информационными ресурсами, где Интернет есть частный случай. Кроме этого, ЭК в значительной мере влияет на преобразование языка: заимствование новых слов, пришедших из ЭК, и изменения в стилистике речи очень заметны на современном этапе её распространения [8].

ЭК является неотъемлемой частью жизни современного общества. Человек сталкивается с ней практически постоянно: когда пользуется телефоном, электронной картой, просматривает сайт, ищет в сети любую информацию.  Все эти действия естественны, однако чаще всего именно здесь заметны нарушения, связанные с областью этического, иначе говоря, широко распространены различные способы мошенничества.

Этика, как известно, подразумевает систему норм, правил поведения, принятых в обществе. Она связана с понятием морали и нравственности [9]. Электронная среда даёт большой простор для человеческой деятельности, но вместе с тем остро ставит вопрос культуры кибербезопасности. Информация, в частности, стала важнейшим ресурсом для обеспечения экономической деятельности предприятий. В электронной среде стало активно развиваться мошенничество, появилось понятие «информационные войны». Электронная среда позволяет сохранить анонимность, но способы использования её недостатков, к сожалению, множественны. Очень часто неопытные или невнимательные пользователи легко попадаются на всевозможные уловки, а исправить ошибочные действия уже невозможно.

Многие современные компании, занимающие большую часть рынка, активно работают с большими данными. К ним могут относиться как статистические показатели по конкретному предприятию, на основе которых можно судить о производительности, прибыли и охвату клиентов, так и определённые базы данных клиентов. Здесь хранится информация о личных данных клиента, финансовом положении, состоянии здоровья, интересах и прочем. Часто именно они становятся целью злоумышленников. Кроме того, всем знакома ситуация, когда после поиска определённого вида товара в интернете, реклама по аналогичным товарам становится крайне назойлива и нежелательна [10].

Основными функциями информации считаются коммуникативная и социально-культурная. Однако к негативным аспектам относят:

- влияние на общество средствами СМИ;

- нарушение частной жизни;

- сложную адаптацию к информационной среде.

Влияние на общество средствами СМИ проявляется в агрессивной рекламе, постоянном навязывании продуктов и услуг. Потребителям внушается, что им обязательно нужные какие-либо товары, без которых они не могли бы обойтись.

Нарушение частной жизни заключается также в извлечении, распространении или использовании приватной информации. Так, в частности, не каждый пользователь захочет, чтобы кто-то знал, какие сайты он посещает, какими продуктами интересовался. В других случаях это касается отслеживания через средства мобильной связи и прочие «умные» гаджеты. Например, широкое распространение получила система предложения рекламы, которая взаимодействует с мобильными телефонами или планшетами. Устройство составляет портрет потребителя, основываясь на личных данных (например, пол, возраст) и поисковых запросах пользователя. После этого оно фиксирует его текущее местоположение, выделяет магазины, кафе и прочее в соответствии с его портретом и начинает предлагать ему посетить то или иное заведение, в некоторых случаях – очень навязчиво.

Сложная адаптация к информационной среде подразумевает должный уровень информационной (в частном случае – электронной) культуры у пользователя.

Такое положение дел привело к необходимости создания и укрепления культуры кибербезопасности. Например, Генеральной Ассамблеей ООН был создан специальный документ о «Создании глобальной культуры кибербезопасности», в котором перечислены основные элементы для создания культуры кибербезопасности. Наряду с такими элементами, как ответственность, разработка структуры обеспечения безопасности, бдительность, реагирование и принятие рисков, стоит и этика. В документе указывается, что «в условиях повсеместного распространения информационных систем и электронных сетей в современном сообществе участники должны уважать законные права других и определять, когда действие или бездействие может нанести вред». Таким образом, этика закрепляется как один из ключевых элементов создания культуры кибербезопасности [11].

В условиях информационной среды влиянию подвергается и система ценностей каждого человека. Электронная сфера стала областью активного распространения «удобной» информации, а вместе с тем – навязывания ценностей. Кроме того, виртуальное пространство даёт большой простор для действий, направленных на реализацию собственных ценностей. Свобода в виртуальной среде ограничена в значительно меньшей мере, чем в реальной. В связи с этим возникают отдельные личности, чувствующие неограниченную свободу. Их ценности могут заключаться в самоутверждении, а реализация заключаться в агрессивном, неэтичном поведении в сети. Урегулирование свобод человека в сети очень слабо возможно.

Таким образом, этическое становится одним из ключевых и официально закреплённых условий создания культуры кибербезопасности. При отсутствии поддержки должного уровня культуры кибербезопасности информация превращается в инструмент достижения любых целей, в частности, негативно влияющих на общество. Современные пользователи электронных информационных систем смогут быть защищёнными только в том случае, если разнообразные компании будут отвечать требованиям культуры кибербезопасности и соответствовать этическим нормам при обработке, хранении и распространении информации о своих клиентах.


Библиографический список
  1. Пахомова В.А. Понятие термина «информация» и его историческое развитие// Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2013. №4. С. 59–64
  2. Силич М.П., Силич В.А. Теория систем и системный анализ. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2011. 276 с.
  3. Титов А.А.  Инженерно-техническая защита информации. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2010. 197 с.
  4. Алиева М.Ф. Понятие информационной культуры: факторная и структурная операционализация // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. №1. С. 64-71.
  5. Токтаньязова А.Э Сущность понятия «информационная культура личности» (ИКЛ) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. №1. С.65–69
  6. Басалаева О.Г. Информационный образ мира: функциональный подход // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. №24. С. 274-280
  7. Басалаева О.Г. Специфика информационной реальности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. №29(1) С.76–81
  8. Кривошеев В.В. Электронная культура: необходимость междисциплинарного подхода к изучению // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. №6 ­С. 76–81
  9. Малюк А.А., Полянская О.Ю., Алексеева И.Ю. Этика в сфере информационных технологий. М: Горячая линия – Телеком, 2011. 344 с.
  10. Kord Davis, Doug Patterson. Ethics of Big Data. O’Reilly Media, Inc., 2012. 64 с.
  11. Создание глобальной культуры кибербезопасности [Текст]: резолюция Генер. Ассамблеи Орг. Объедин. Наций A/RES/57/239 от 31 янв. 2003 г.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дёмина Алиса Романовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация