В настоящее время очень важную роль в нашей жизни играют информационные технологии. Информация представляет собой одну из ключевых составляющих общей картины мира. Существуют различные варианты интерпретации данного термина. С одной стороны, это сведения, которые передаются различными способами, с другой, – атрибут материи – свойство абсолютно всех живых и неживых объектов; в то же время информацию связывают с функционированием систем [1]. С точки зрения системного анализа, это отражение одного объекта на другой, где предполагается наличие источника и приёмника информации [2].
Если информацию рассматривать в качестве предмета защиты, то она представляет собой сведения, обладающие определённой ценностью. В этом случае можно говорить о её характере достоверном или ложном, полезном или вредном. Но важно то, что информация различным образом может оказывать воздействие на решения, принимаемые людьми: начиная от привлечения внимания к некоторым продуктам и заканчивая введением в заблуждение или обманом [3].
Как известно, информационная культура есть часть общей культуры, связана с формированием и распространением информации в обществе. Она является предметом, средством и результатом социальной активности [4]. Помимо указанного выше, информационная культура подразумевает культуру рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности людей. Точное определение термина «информационная культура личности» (далее ИКЛ – прим. наше) затруднено в связи с его многозначностью. В общем плане, это совокупность некоторых характеристик, системы взглядов на мир, направленных на самостоятельную мыслительную деятельность человека. ИКЛ включает в себя умение воспринимать и обрабатывать информацию, а также формирование правильного, адекватного мышления, которое поможет должным образом анализировать получаемую информацию [5]. Иначе, информационная культура не столько специализированная форма культуры, сколько характеристика культуры с точки зрения передаваемой в её рамках информации.
На основе ИКЛ складывается информационная картина мира (далее ИКМ – прим. наше). Она является частным случаем картины научной и отражает состояние общей картины мира. Помимо всего этого, в качестве субъекта в модели отношения «субъект-мир» воспринимается информация и информационные процессы. На ИКМ оказывает влияние как информационная культура отдельно взятой личности, так и общества в целом [6]. ИКМ служит в качестве посредника между наукой и социокультурными процессами; задачи включают в себя сбор, анализ, распространение информации в мире с помощью информационного взаимодействия; характеризуется временем и расстоянием, в рамках которых распространяется информация [7].
Как производная от информационной культуры, определяется другая культура – электронная (далее ЭК – прим. наше.). Она подразумевает под собой человеческую компетентность в условиях современных технологий. Сюда, например, относится уровень владения различными техническими средствами: как компьютерами, так и небольшими гаджетами. ЭК – это и умение пользоваться информационными ресурсами, где Интернет есть частный случай. Кроме этого, ЭК в значительной мере влияет на преобразование языка: заимствование новых слов, пришедших из ЭК, и изменения в стилистике речи очень заметны на современном этапе её распространения [8].
ЭК является неотъемлемой частью жизни современного общества. Человек сталкивается с ней практически постоянно: когда пользуется телефоном, электронной картой, просматривает сайт, ищет в сети любую информацию. Все эти действия естественны, однако чаще всего именно здесь заметны нарушения, связанные с областью этического, иначе говоря, широко распространены различные способы мошенничества.
Этика, как известно, подразумевает систему норм, правил поведения, принятых в обществе. Она связана с понятием морали и нравственности [9]. Электронная среда даёт большой простор для человеческой деятельности, но вместе с тем остро ставит вопрос культуры кибербезопасности. Информация, в частности, стала важнейшим ресурсом для обеспечения экономической деятельности предприятий. В электронной среде стало активно развиваться мошенничество, появилось понятие «информационные войны». Электронная среда позволяет сохранить анонимность, но способы использования её недостатков, к сожалению, множественны. Очень часто неопытные или невнимательные пользователи легко попадаются на всевозможные уловки, а исправить ошибочные действия уже невозможно.
Многие современные компании, занимающие большую часть рынка, активно работают с большими данными. К ним могут относиться как статистические показатели по конкретному предприятию, на основе которых можно судить о производительности, прибыли и охвату клиентов, так и определённые базы данных клиентов. Здесь хранится информация о личных данных клиента, финансовом положении, состоянии здоровья, интересах и прочем. Часто именно они становятся целью злоумышленников. Кроме того, всем знакома ситуация, когда после поиска определённого вида товара в интернете, реклама по аналогичным товарам становится крайне назойлива и нежелательна [10].
Основными функциями информации считаются коммуникативная и социально-культурная. Однако к негативным аспектам относят:
- влияние на общество средствами СМИ;
- нарушение частной жизни;
- сложную адаптацию к информационной среде.
Влияние на общество средствами СМИ проявляется в агрессивной рекламе, постоянном навязывании продуктов и услуг. Потребителям внушается, что им обязательно нужные какие-либо товары, без которых они не могли бы обойтись.
Нарушение частной жизни заключается также в извлечении, распространении или использовании приватной информации. Так, в частности, не каждый пользователь захочет, чтобы кто-то знал, какие сайты он посещает, какими продуктами интересовался. В других случаях это касается отслеживания через средства мобильной связи и прочие «умные» гаджеты. Например, широкое распространение получила система предложения рекламы, которая взаимодействует с мобильными телефонами или планшетами. Устройство составляет портрет потребителя, основываясь на личных данных (например, пол, возраст) и поисковых запросах пользователя. После этого оно фиксирует его текущее местоположение, выделяет магазины, кафе и прочее в соответствии с его портретом и начинает предлагать ему посетить то или иное заведение, в некоторых случаях – очень навязчиво.
Сложная адаптация к информационной среде подразумевает должный уровень информационной (в частном случае – электронной) культуры у пользователя.
Такое положение дел привело к необходимости создания и укрепления культуры кибербезопасности. Например, Генеральной Ассамблеей ООН был создан специальный документ о «Создании глобальной культуры кибербезопасности», в котором перечислены основные элементы для создания культуры кибербезопасности. Наряду с такими элементами, как ответственность, разработка структуры обеспечения безопасности, бдительность, реагирование и принятие рисков, стоит и этика. В документе указывается, что «в условиях повсеместного распространения информационных систем и электронных сетей в современном сообществе участники должны уважать законные права других и определять, когда действие или бездействие может нанести вред». Таким образом, этика закрепляется как один из ключевых элементов создания культуры кибербезопасности [11].
В условиях информационной среды влиянию подвергается и система ценностей каждого человека. Электронная сфера стала областью активного распространения «удобной» информации, а вместе с тем – навязывания ценностей. Кроме того, виртуальное пространство даёт большой простор для действий, направленных на реализацию собственных ценностей. Свобода в виртуальной среде ограничена в значительно меньшей мере, чем в реальной. В связи с этим возникают отдельные личности, чувствующие неограниченную свободу. Их ценности могут заключаться в самоутверждении, а реализация заключаться в агрессивном, неэтичном поведении в сети. Урегулирование свобод человека в сети очень слабо возможно.
Таким образом, этическое становится одним из ключевых и официально закреплённых условий создания культуры кибербезопасности. При отсутствии поддержки должного уровня культуры кибербезопасности информация превращается в инструмент достижения любых целей, в частности, негативно влияющих на общество. Современные пользователи электронных информационных систем смогут быть защищёнными только в том случае, если разнообразные компании будут отвечать требованиям культуры кибербезопасности и соответствовать этическим нормам при обработке, хранении и распространении информации о своих клиентах.
Библиографический список
- Пахомова В.А. Понятие термина «информация» и его историческое развитие// Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2013. №4. С. 59–64
- Силич М.П., Силич В.А. Теория систем и системный анализ. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2011. 276 с.
- Титов А.А. Инженерно-техническая защита информации. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2010. 197 с.
- Алиева М.Ф. Понятие информационной культуры: факторная и структурная операционализация // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. №1. С. 64-71.
- Токтаньязова А.Э Сущность понятия «информационная культура личности» (ИКЛ) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. №1. С.65–69
- Басалаева О.Г. Информационный образ мира: функциональный подход // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. №24. С. 274-280
- Басалаева О.Г. Специфика информационной реальности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. №29(1) С.76–81
- Кривошеев В.В. Электронная культура: необходимость междисциплинарного подхода к изучению // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. №6 С. 76–81
- Малюк А.А., Полянская О.Ю., Алексеева И.Ю. Этика в сфере информационных технологий. М: Горячая линия – Телеком, 2011. 344 с.
- Kord Davis, Doug Patterson. Ethics of Big Data. O’Reilly Media, Inc., 2012. 64 с.
- Создание глобальной культуры кибербезопасности [Текст]: резолюция Генер. Ассамблеи Орг. Объедин. Наций A/RES/57/239 от 31 янв. 2003 г.