В настоящее время, в связи с организацией учебного процесса по стандартам ФГОС высшего образования 3+, в высшем учебном заведении самостоятельная работа студентов занимает одну из главенствующих позиций. В приказе Минобрнауки «Об утверждении ФГОС высшего образования» выпускник по направлению подготовки 23.03.03 должен обладать различного рода общекультурными компетенциями, одной из которых является способность к самоорганизации и самообразованию. В высшем учебном заведении самостоятельная работа занимает главенствующую роль в образовательном процессе [3].
Учеба в высшем учебном заведении на сегодняшний день позволяет сформировать необходимые навыки и умения, отчасти это невозможно без грамотной организации самостоятельной работы. Приобретенный навык возможности самостоятельно «добывать» необходимую информацию благоприятно воздействует в дальнейшем на профессиональные качества выпускника ВУЗа.
Даже при грамотном формировании процесса обучения в ВУЗе, процесс получения учащимися необходимого количества учебной и практической информациями, может протекать достаточно проблематично. Процесс взаимодействия содержания информации, деятельности учащихся студентов и деятельности их обучающего преподавателя. Обучающаяся деятельность в данном случае представляет процесс не только активного усвоения информации, но и ее преобразование, определение профессиональной и педагогической направленности, при этом выполняется функция управления учением [1].
Грамотная организация учебного процесса – это на сегодняшний день не единственная задача, которая стоит перед высшими учебными заведениями, перед ними также лежит задача организации инновационной и исследовательской работы учащихся. В условиях рыночной, конкурентной экономики наблюдается тенденция необходимости на рынке труда не только грамотных специалистов своего дела, но и инноваторов [2]. Поэтому остро стоит вопрос привлечения студентов в научно-исследовательскую работу.
Перед нами ставится цель разработки модели вовлечения в самостоятельную научно-исследовательскую работу учащихся (рисунок 1). Основной вид нагрузки в данном вопросе ложится на преподавателя, на его способность правильно организовать учебный процесс, а также направить студента, научить и организовать его самостоятельную научную и исследовательскую работу.
Рисунок 1. Структура модели вовлечения в самостоятельную научно-исследовательскую работу учащихся
Для эффективной организации самостоятельной работы студентов необходимо выполнение условий, представленных на рисунке. Преподавателем необходимо выполнить целый ряд задач. Основным из необходимых условий является обратная связь между преподавателем и учащимися в аудитории, умение применять современные методики воспитания и преподавания [4,5], следствие чего возникают мотивационные задачи необходимости доведения до конца и продолжения учебного процесса для учащихся за стенами ВУЗа, потому что образуется потребность научно- исследовательского и творческого методологического подхода к разрешению задач различного рода. Главенствующей задачей преподавателя, и одной из самых основных, является научить самостоятельно добывать необходимые знания. В основе обучения студента в высшем учебном заведении должно лежать систематическое включение его в самостоятельную деятельность. Самостоятельная внеаудиторная работа максимально приближена к индивидуальным потребностям будущего инженера и позволяет молниеносно реагировать на прогрессивные изменения в различных областях профессиональной деятельности. Важным элементом самостоятельной работы является внеаудиторное изучение и исследование тем, проблем и задач, участие в исследованиях кафедры, обсуждение различных вопросов на межвузовских студенческих конференциях, семинарах, участие в грантовой деятельности. В начале обучения преподаватель играет главенствующую роль направляющего, то по мере перехода к старшим курсам студентам выделяется больше времени на самостоятельную работу. В ходе выполнения заданий самостоятельно студенту необходимо научиться мыслить, формулировать проблему, анализировать задания, использовать оптимальный метод решения и анализировать полученное решение, то есть самостоятельная работа постепенно должна подготовить студента к творческой или исследовательской деятельности. Полученная от преподавателя модель действий, служит студенту некоторой основой для дальнейшего получения новых знаний, самостоятельного конструирования методов решения различного рода задач и может помочь сформировать научно-исследовательские навыки и умения.
Библиографический список
- Гладышева М.М., Романов П.Ю. Моделирование системы формирования исследовательских умений будущих инженеров-программистов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2007. №6. С. 150 – 161.
- Голубева О.В., Лебедева Т.Е. Самостоятельная работа студентов: управление и мотивы выполнения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/73015 (дата обращения: 29.11.2016).
- Елкин С.Е. Формирование навыков самостоятельной работы на основе требований образовательного стандарта // Научный альманах. 2016. №1-1(15). С. 109- 111.
- Петренко В.О., Данилов А.М. Управление в пространстве: идентификация управляющих воздействий // Современные научные исследования и инновации. 2014. №12-1(44). С. 146-149.
- Родзин С.И. К вопросу об инновационной составляющей образовательных программ // Инновации. 2006. №5. С. 66-76.