Социально-трудовая деятельность в организации предполагает определенные контакты между сотрудниками, выстраивание формальных и неформальных отношений, постоянное совместное пребывание в коллективе. Все это связано с вхождением сотрудника в новую для него социально-предметную среду с выработанными ранее установками, со своими потребностями, интересами, ценностями [1]. В том числе речь идет и о молодых сотрудниках, пришедших в организацию после ПТУ, техникумов и институтов, которые так нуждаются в поддержке коллектива в период их социализации и адаптации, что подтверждается ранее проведенными исследованиями [2,3].
В соответствии с этим, авторов статьи заинтересовали проблемы, касающиеся взаимоотношений молодых сотрудников при их включении в социально-трудовую среду. Исследования, проводились в период с декабря 2016 по февраль 2017 года. Выборка составляла 89 человек, которые являлись молодыми сотрудниками компаний г.Нижнего Новгорода. Среди которых: 59,2% – женщины, 40,8% – мужчины; 36,3% респондентов – от 20 до 25 лет, 35,3% респондентов – от 26 до 29 лет, 28,4% респондентов – 30 и более лет; 41,1% – со стажем до 1 года, 27,5 – со стажем от 1 года до 3 лет, 31,4% – более 3 лет.
Основополагающими аспектами в исследовании стали вопросы, касающиеся:
-
обсуждения проблем и трудностей, возникающих в коллективе;
-
наличия негативных отношений в работе непосредственного начальника и коллектива;
-
конфликтности в коллективе;
-
наличия в коллективе доверительных и искренних отношений;
-
эффективности стиля руководства.
В ходе анализа использовались методики и тесты на взаимоотношения в коллективе. Рассмотрим полученные результаты.
На вопрос «Обсуждаются ли в Вашем коллективе возникающие проблемы и трудности?» респонденты отметили следующее (рисунок 1).
Рисунок 1 – Соотношение ответов по обсуждению в коллективе возникающих проблем и трудностей
С целью выяснения наличия негативных отношений с начальником респондентам предложен вопрос: «Существует ли «психологический барьер» между начальником подразделения и рядовыми работниками?», молодые сотрудники ответили так (рисунок 2).
Рисунок 2 – Соотношение ответов по наличию негативных отношений с начальником подразделения и рядовыми работниками
Ответы на: «Часто ли в Вашем коллективе возникают конфликты?» показал следующие результаты (рисунок 3).
Рисунок 3 – Соотношение ответов по степени конфликтности в коллективе
На вопрос: «Характерны для Вашего подразделения доверительные и искренние отношения?» получены следующие результаты (рисунок 4).
Рисунок 4 – Соотношение ответов по степени наличия в коллективе доверительных и искренних отношений
На предложенный вопрос: «Как Вы оцениваете стиль руководства своего непосредственного начальника?» респонденты ответили (рисунок 5).
Рисунок 5 – Соотношение ответов по степени удовлетворенности стилем руководства непосредственного начальника
Полученные результаты говорят о том, что требования молодых сотрудников не всегда совпадают с их ожиданиями, которые организация не может в полной мере удовлетворить. Поэтому необходимо предложить пути оптимизации, которые приведут к совпадению целей, как личностных, так и организационных, что позволит организациям быть конкурентоспособными и привлекательными для окружения [2]. Такие как необходимость постоянного обсуждение проблем и трудностей на открытых собраниях коллектива, что в свою очередь приведет созданию благоприятной трудовой среды; проведение мероприятий по сплочению (тимбилдинг) поспособствуют доверительным и искренним отношениям в коллективе, а проведение регулярных управленческих тренингов эффективности отразится на стиле руководства непосредственного начальника.
Библиографический список
- Башмаков В.И. Управление социальным развитием персонала: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /В.И.Башмаков, Е.В. Тихонова. – М.: Издательский центр «Академия». 2012. – 240 с.
- Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Актуализация инновационной маркетинговой технологии HR-брендинга в системе управления персоналом организации //Интернет-журнал «Науковедение», 2015, Том 7, №1 [Электронный ресурс] – М.: Науковедение, 2015. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik 1(26)/pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
- Yashkova E.V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Zh.V., Kolosova T.V. DEVELOPMENT OF INNOVATIVE BUSINESS MODEL OF MODERN MANAGER’S QUALITIES // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т.11. № 11. С. 4650-4659.