Работа Й. Хёйзинга «Homo ludens» – одна из первых концептуальных, теоретических работ о феномене игры. До Й. Хёйзинга понятие игры упоминали Платон (игра как способ обучения), Аристотель (игра как способ отдохновения), Г. Спенсер (игра как способ выброса лишней энергии), таким образом выявлялась инструментальная природа игры: играть ради чего-то, во имя внеигровой цели.
Исследование Й. Хёйзинга строится вокруг того, что игра существует как человеческий феномен, как самостоятельный феномен человеческого бытия: сущность игры находится вне самой игры.
Наряду с другими феноменами человеческого бытия: разум, коммуникация [1], любовь [2, 3], одиночество [4], вера [5], власть, смерть и др., игра является атрибутивным свойством человека, она имеет докультурный характер и созидает культуру, определяя тем самым генез человеческого.
При этом игра, созидая пространство культуры (все возможные ее духовные формы культуры), не становится ей эквивалентной: оставаясь фундаментом духовных форм культуры, она полностью их «не покрывает». Здесь, по сути, идёт речь об игровых формах культуры, но в таком смысле, что игра – вещь серьёзная, а не нечто легкомысленное, как она воспринимается в повседневном «автоматическом» мышлении. «Смысловое содержание серьёзного определяется и исчерпывается отрицанием игры: серьёзное – это – не-игра, и ничего более. Смысловое содержание игры, напротив… не описывается через понятие несерьёзного и этим не исчерпывается… понятие игры как таковой – более высокого порядка, нежели понятие серьёзного. Ибо серьёзность стремится исключить игру. Игра же с лёгкостью включает в себя серьёзность» [6].
В этом аспекте можно принципиально противопоставить два измерения человеческой жизни: игровое и обыденное (стереотипно воспринимаемое как «серьёзное»). Действительно, жизнь человека поделена на две «взаимоисключающие» друг друга реальности.
Игра имеет ряд фундаментальных характеристик. Так, свобода как ключевой атрибут человеческого бытия исходно присутствует в игре, определяя её суть как: 1) «игра всегда свобода», не может быть «игры по приказу», по принуждению; 2) игра не обусловлена инстинктами; 3) игра принципиально не утилитарна.
Свобода инициирует игру, однако «внутри игры» всегда есть чёткие правила. Игры без правил не существует. Таким образом, игра структурирована. Нарушение правил – нарушение условий возможности игры.
Благодаря структуре игра может повторяться и постепенно модифицироваться (изменение правил благодаря «импровизациям» внутри игры).
Далее, игра требует определённого пространства и времени – совершенно особых, определённых условий её существования.
Таким образом, по Й. Хёйзинга, вся культура есть игра. Но всё ли является игрой? Современные исследователи, признавая огромный вклад, внесший автором «Человека играющего» в исследование феноменологии игры, находятся в поиске критерия, позволяющего отделить собственно игру от форм человеческой деятельности, включающей игру.
Сделать это довольно сложно, вопрос остаётся открытым. Представляется, что границы игры не находятся в деятельности, а находится в сознании: когда есть факт осознания и приятия «себя» играющим; игра должна быть самодостаточна: самонацелена, не должно быть внеигровой цели деятельности; эмоциональная вовлеченность, удовольствие, интерес как субъективные критерии присутствия в игре и её переживание. – Человек «изнутри» всегда знает, играет он или нет: «только в поле личного выбора, субъективных оценок рождается игра, а именно, человек только тогда играет, когда осознает, чувствует, признает себя играющим, а не работающим, занимающимся искусством, погрязшим в суете межличностных отношений и т.п.» [7].
Библиографический список
- Орлов Е.С., Пятилетова Л.В. Коммуникативные основания подлинного человеческого бытия // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/?p=19925 (дата обращения: 25.02.2017).
- Пятилетова Л.В., Горяева Ю.Н. Коммуникативные аспекты феномена любви: любовь как диалог // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – Серия: Познание. – 2012. – № 12 (15). – С. 44 – 46.
- Пятилетова Л.В., Ростовцев А.К. Эротическая любовь и влюблённость как феномены человеческого бытия // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – Серия: Познание. – 2012. – № 9 (12). – С. 32 – 35.
- Орлов Е.С., Пятилетова Л.В. Человек одинокий: проблематизация человеческого бытия в философской антропологии // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78104 (дата обращения: 27.02.2017).
- Орехов К.А., Пятилетова Л.В. Место и роль религии в социальной жизни // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/21018 (дата обращения: 28.02.2017).
- Хёйзинга Й. Человек играющий [Электронный ресурс]. URL: http://fanread.ru/book/2087478/?page=1 (дата обращения: 01.03.2017).
- Ретюнских Л. Игра и игроизация в поле субъективного выбора. [Электронный ресурс]. URL: http://rl-online.ru/articles/rl03_05/348.html (дата обращения: 03.03.2017).