Тема одиночества хотя бы раз так или иначе затрагивала, касалась каждого человека. Проблема одиночества является одной из самых важных в философской антропологии, поскольку феноменология одиночества помогает (напрямую и косвенно) раскрыть ключевой вопрос философской антропологии – вопрос о сущности человека.
В философской антропологии есть несколько принципиальных подходов к рассмотрению проблемы одинокого бытия.
Один из подходов рассматривает одиночество как нечто негативное: так, в (психологической) антропологии Э. Фромма, А. Маслоу одиночество – это зло. Человек испытывает ужас перед одиноким бытием и готов сделать всё (вступить в какие-угодно отношения) для того, чтобы избежать щемящее чувство одинокого существования. Ранее ещё Б. Паскаль в «Мыслях» обращает внимание на этот путь «бегства от себя»: разного рода развлечения (в том числе, опасные для жизни, например, война) – не что иное как способ не остаться наедине с собой/одному.
Этот подход позволяет увидеть феномен одиночества сквозь феноменологию коммуникации, обнаруживая «корневое» единство этих феноменов [1].
Согласно другому подходу (Г. Торо), одиночество – это благо. Для описания положительной роли одиночества в жизни человека есть специальный термин – «уединение», который (в отличие от термина «одиночество») даже в повседневной речи имеет исключительно положительный оттенок.
Уединение – это возможность «укрепить» своё Я: «Мы часто бываем одиноки среди других людей, чем в тиши своих комнат» [2, с. 89].
Третий подход (экзистенциалисты) рассматривает одиночество как нечто, присущее самому человеческому бытию. От него нельзя избавиться и отказаться: человек обречён на одиночество.
Согласно представленным подходам, в литературе выделяется несколько видов одиночества.
Самый «простой» вид одиночества – физическая изоляция. Это буквально телесная оторванность от других (Д. Дефо, «Робинзон Крузо»).
Бывает и «добровольное» одиночество: отшельничество, например.
Наиболее «распространённый» вид одиночества, изучению которого уделено много внимания в литературе ХХ века – это «одиночество в толпе». Действительно, человек в массовом обществе в большей степени подвержен именно этому виду одиночества, внешне носящему парадоксальный характер: кажется, человек находится в «толпе», среди людей, но в то же время он бесконечно одинок.
«Социальное» одиночество – следующий вид одиночества, связанный с различными видами остракизма (наиболее уязвимы к этому виду одиночества пожилые люди и подростки).
Также существует «культурное одиночество»: например, миграция, исключительно быстрое интеллектуальное развитие человека, переориентация социума на иные ценности.
Ещё один вид одиночества: «космическое». Может быть связан со страхом смерти; с ощущением чуждости всему живому (А. Камю говорил о том, что этот мир никогда не является «моим»); с чувством «богоотставленности (связан с потерей близких людей, когда “Ты” буквально оставлен); с переживанием самоотчуждения (экзистенциальное недовольство собой).
Ещё есть «межличностное» одиночество, связанное с невозможностью установить истинные глубокие взаимоотношения с Другим.
Перечисляя видовое многообразие одиночества, нельзя не прийти к выводу, что, собственно, одиночество, действительно, сопровождает, подкарауливает человека на протяжении всей его жизни, и человек пытается найти выход из одиночества, выход из «экзистенциальной бездны».
Работа – один из распространённых выходов из одиночества как «бегство от одиночества». Бегством от одиночества, девиантными формами приглушения симптомов одинокого бытия могут быть различного рода зависимости.
Творчество, а также игра – то, что считается позитивным способом преодоления одиночества, поскольку позволяет по-настоящему выйти за пределы герметичного индивидуального бытия.
Любовь – ещё один возможный выход за пределы одинокого бытия (одиночество, коммуникация и любовь как феномены человеческого бытия «генетически» связаны [3]).
Проблемы одиночества наиболее остро стоят перед человеком в эпохи «бездомности» (М. Бубер), когда рушится прежняя система ценностей, а новую – «надёжную», позволяющую «обосноваться в бытии», общество ещё не выработало.
На наш взгляд, современное российское общество до сих пор остро переживает эпоху бездомности, поэтому знание философских концепций одиночества может быть серьёзным подспорьем на пути индивидуального поиска смысложизненных ориентиров.
Библиографический список
- Орлов Е.С., Пятилетова Л.В. Коммуникативные основания подлинного человеческого бытия // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/?p=19925 (дата обращения: 04.02.2017).
- Торо Г.Д Уолден, или Жизнь в лесу. – М, 1962. – 240 с.
- Пятилетова Л.В., Горяева Ю.Н. Коммуникативные аспекты феномена любви: любовь как диалог // ФӘН-наука. – 2012. – № 12 (15). – С. 44 – 46.