Ежегодно система здравоохранения в каждом государстве совершенствуется, перенимая международный опыт или путем развития своих достижений в области медицины. Ценность прав определяется законом, имеющим высшую юридическую силу на всей территории государства. В России, Конституция закрепляет право граждан на охрану труда и здоровья, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь предоставляется и оказывается бесплатно как в государственных, так и в муниципальных учреждениях здравоохранения [1].
Каждый гражданин имеет право на обращение в суд за защитой нарушенных прав, например в случаях нарушения конституционного права на охрану здоровья или личных интересов в области здравоохранения. В подтверждении нашего суждения обратимся к примеру судебной практики, так заявитель обратился с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, где, считает что указание конкретных торговых наименований лекарственных средств в документации об аукционе является нарушением Закона о контрактной системе. С учетом, предъявленных доказательств и выслушанных суждений заявителя, жалоба была признана необоснованной, так как закупка лекарственных препаратов по торговому наименованию обусловлена необходимостью лечения пациентов ранее назначенным лекарственным препаратом (инсулином) с той же биологической активностью, тех же типа, вида и метода изготовления, размещение заказа на покупку инсулинов и может производиться с указанием торговых наименований без сопровождения их словами «или эквивалент» [6]. Следовательно, если гражданин предполагает что было нарушено его право или были затронуты его интересы, то законом не запрещено обращение в органы государственной или муниципальной власти [8, с. 479], в том числе и в суд.
Принятый Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в области охраны здоровья населения в Российской Федерации и определяет [2]:
1) правовые, организационные и экономические основы охраны общественного здоровья;
2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных национальных групп в области охраны здоровья и гарантии этих прав;
3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны здоровья;
4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении мероприятий в области охраны здоровья.
Следовательно из норм указанного нами специального федерального закона, право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан [9, с.12], производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Права граждан в области охраны здоровья Российской Федерации, обеспечиваются Приказом Росздравнадзора, в котором установлен перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении выборочного контроля качества лекарственных средств для медицинского применения [4].
Говоря о предоставлении бесплатной медицинской помощи в России, можно согласится с Е.И. Расщупкиной, что несмотря на то, что действующее законодательство Российской Федерации в сфере здравоохранения насчитывает несколько десятков законов, значительное количество подзаконных нормативных актов, его нельзя признать достаточным для решения современных задач [5, с. 42]. Нормативные правовые акты в сфере здравоохранения разрознены, ряд норм дублируют друг друга, а некоторые отношения в области медицины, вообще, не регулируются правом.
Причинами в нарушении прав граждан в области охраны здоровья могут быть несовершенство законодательства в сфере здравоохранения, халатное отношение государственных и муниципальных больниц в предоставлении качественной медицинской помощи, коррупция, неуважительное отношение к малообеспеченным гражданам и так далее [7].
Тем не менее, граждане, желающие получить медицинскую помощь в Норвегии имеют право на получение медицинской помощи в рамках специализированной службы здравоохранения в Норвегии. Оплата лечения производится из собственного бюджета, и любое возмещение является вопросом между гражданином и национальным страховщиком здоровья.
Норвежский национальный контактный пункт может предоставить информацию о правилах, применяемых к оказанию медицинской помощи в Норвегии. Служба здравоохранения хорошо развита, в случаях обращения иностранного гражданина в медицинские учреждения Норвегии может воспользоваться услугами государственного сектора здравоохранения или частного поставщика медицинских услуг [12].
Также присутствует и бесплатное лечение, оказываемое в рамках норвежской службы общественного здравоохранения. Для большого ряда видов лечения в Норвегии, составляется список пациентов ожидающих своей очереди в получении медицинских услуг. Каждый гражданин может присоединиться к списку этой очереди.
В случае большого спроса на лечение, существует риск того, что указанная больница не сможет принять пациента, в частности тех, кто проживет в отдаленных районах от этой больницы. И в данном случае пациент должен быть об этом уведомлен и обязан самостоятельно найти альтернативную больницу для прохождения лечения.
В Норвегии система здравоохранения требует от каждого гражданина при себе иметь направление от медицинского специалиста для дальнейшего получения консультации, которую предоставляет специалист службы здравоохранения.
Получить медицинскую помощь в рамках службы общественного здравоохранения в Норвегии, можно и путем электронной регистрации на сайте «Velg behandlingssted» (в переводе – «Выбор места лечения»), сайт включает в себя обзор поставщиков медицинских услуг. Есть выбор между некоторыми частными поставщиками здравоохранения, которые являются частью системы здравоохранения на основе взаимных соглашений. В Норвегии действует национальный контактный центр, которому можно обратиться за советом и реальной помощью. Правила, применяемые собственным национальным страховщиком могут содержать условия применимые к возмещению потраченных денежных средств [11].
В целях гарантированности охраны прав граждан в области охраны здоровья в Норвегии, утверждена должность Омбудсмена по охране здоровья. Если пациент самостоятельно не может защитить свои права (причинами могут быть: недоверие к органам власти, неплатежеспособность гражданина, коррумпированность должностных лиц, бюрократизм и так далее), то достаточно обратиться к Омбудсмену, чтобы установить контакт между потенциальным пациентом и больницей, за исключением вопросов, которые будут решаться за рамками официальных процедур рассмотрения жалоб.
Омбудсмены также стремятся к улучшению качества медицинских услуг. Омбудсмены являются независимыми и свободно выражают свое мнения по вопросам, которые, по их мнению, должны быть изменены, чтобы предоставить пациентам и пользователям качественной услуги в области здравоохранения. Система здравоохранения и функции социального омбудсмена установлены законом «О здоровье» и законом «О правах».
Каждый гражданин Норвегии имеет право на социальные выплаты по болезни. Национальная система страхования предоставляет гражданам следующие права [3]:
- частичная или полная оплата консультации врача;
- бесплатная госпитальная помощь;
- бесплатная медицинская помощь беременным, родильницам и роженицам;
- полная оплата лекарств для пациентов с хронической патологией;
- 100% оплата больничного листа;
- 100% оплата декретного отпуска в течение 42 недель;
- пенсия по инвалидности;
- бесплатное лечение детей до 7 лет;
- бесплатное лечение производственных травм.
В Норвегии нет утвержденного перечня услуг, которые покрываются госфинансированием. На практике система здравоохранения охватывает [10, с. 605]:
– отпускаемые по рецепту лекарства, а именно препараты, включенные в «синий список/blå resept», особый список лекарств, утвержденный Норвежским агентством медикаментов;
– профилактические услуги, включая: осмотры, скрининг и иммунизацию младенцев и детей школьного возраста; профилактические услуги по охране психического здоровья (в основном для детей и молодёжи); инициативыв области здравоохранения или кампании по продвижению здорового образа жизни и уменьшение социального неравенства в здоровье (в зависимости от коммун);
– основной уход, в том числе услуги врачей общей практики, физиотерапевтов;
– специализированный амбулаторный и стационарный уход; однако некоторые процедуры, такие как пластические операции, должны быть необходимыми для пациента, чтобы воспользоваться правом на пользование государственной помощью;
– неотложная помощь, в том числе чрезвычайная помощь специалистов;
– медсестринский уход;
– стоматологическая помощь (в основном для детей и некоторых других групп);
– офтальмология (очки, как правило, исключены).
Таким образом, норвежская система и российская система здравоохранения строятся на социальной модели, в основе которой заложена ценность права каждого человека на защиту и охрану его жизни и здоровья. А норвежская электронная программа по оказанию медицинских услуг, может быть принята в Российской Федерации в качестве формирования современной модели социального здравоохранения.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 14 апреля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 15. Ст. 1691.
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
- Здравоохранение Норвегии // Международные обзоры: клиническая практика и здоровье. 2013. № 5 (5). С. 140-147.
- Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) // Приложение к приказу Росздравнадзора от 18 ноября 2016 года № 12848.
- Ращупкина Е.И. К вопросу о некоторых дефинициях Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан российской федерации» // Сибирский юридический вестник. 2012. № 1. С. 41-46.
- Решение Иркутского УФАС России от 21.01.2016 № 25 // Режим доступа -http://solutions.fas.gov.ru по состоянию на 15.12.2016.
- Хайрутдинова Л.Р. Антикоррупционный краудсорсинг, как социальный механизм обратной связи по схеме «общество-государство-общество» в противодействие коррупции // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70570 (дата обращения: 15.12.2016).
- Хайрутдинова Л.Р. Взаимодействие власти и общества или симптом мнимого диалога // Юридическая техника. 2014. № 8. С. 479-480.
- Хайрутдинова Л.Р. Общественное осознание права // Политика, государство и право. 2015. № 1 (37). С. 12-14.
- Цуциева О.Т., Икоев В.Т. Норвежская система здравоохранения: особенности организации и финансирования // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-3. С. 601-608.
- Healthcare is NOT Free in Norway // Режим доступа: http://mylittlenorway.com/2013/12/healthcare-in-not-free-in-norway/.
- The Norwegian Health Care System // Режим доступа: http://www.commonwealthfund.org/topics/international-health policy/countries/norway.