УДК 343.97

АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КРАУДСОРСИНГ, КАК СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПО СХЕМЕ «ОБЩЕСТВО-ГОСУДАРСТВО-ОБЩЕСТВО» В ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Хайрутдинова Лилия Рафильевна
Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)
корпоративный юрист, ассистент кафедры уголовного права и процесса

Аннотация
Актуальность темы исследования определяется тем, что в Российской Федерации не изучена площадка антикоррупционного краудсорсинга, его содержание, цели, задачи, субъекты и объекты, а распространение коррупции в последнее время стремительно растет, следовательно данная площадка является эффективным способом противодействия коррупции.

Ключевые слова: Антикоррупционный краудсорсинг, государство, гражданское общество, коррупция, Российская Федерация


ANTICORRUPTION CROWDSOURCING AS SOCIAL FEEDBACK MECHANISM ON A "SOCIETY-STATE-SOCIETY" IN THE FIGHT AGAINST CORRUPTION

Khairutdinova Liliy Rafilevna
Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEML)
corporate lawyer, assistant professor of criminal law and procedure

Abstract
Actuality of theme research is determined by the fact that the Russian Federation has not been studied crowdsourcing platform of anti-corruption, its content, goals, objectives, subjects and objects, and the spread of corruption in recent years is growing rapidly, so this area is an effective way of against corruption.

Keywords: Anti-corruption crowdsourcing, civil society, corruption, government, Russian Federation


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Хайрутдинова Л.Р. Антикоррупционный краудсорсинг, как социальный механизм обратной связи по схеме «общество-государство-общество» в противодействие коррупции // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70570 (дата обращения: 02.06.2017).

Неотъемлемой частью успешной борьбы с коррупцией, является активное участие гражданского общества. В Российской Федерации роль институтов гражданского общества всё больше приобретает популярность в их распространенности. В.В. Гриб [1, с. 4] в диссертации указывает, на то, что главная задача в настоящее время состоит в создании оптимальной системы прямых и обратных связей между органами государственной власти и гражданским обществом, что во многом зависит от уровня институциализации последнего. Правительство РФ предпринимает все возможные способы противодействия коррупции: антикоррупционный мониторинг [2, с. 27], антикоррупционное просвещение, антикоррупционная пропаганда [3, с. 1130], антикоррупционное образование[4; 5;6], антикоррупционное консультирование [7, с. 642] и т.д. Для решения этой трудоемкой задачи, лучшей позицией для гражданского общества – это участие в антикоррупционном краудсорсинге.

Правовая инициатива гражданского общества на основе краудсорсинга, не так давно практикуется за рубежом в борьбе с коррупцией. Анализ гражданских инициатив и научных рекомендаций о проблеме проявления коррупции, в результате дает прогноз о том, как такие механизмы могут быть полезны и применимы в теории и практике реализации их. Антикоррупционный краудсорсинг на своей стадии проявления даст возможность предложить свежий взгляд в эффективном направлении в противодействии коррупции. Пока потенциал краудсорсинга в основном рассматривается с точки зрения создания информационного центра, а в дальнейшем можно рассматривать и законодательное регулирование его основ.

В поисках эффективного государственного управления, общество ведет разработку противодействия коррупции, то есть, борьба с коррупцией должна сопровождаться идеями которые «работают». Понятие «краудсорсинг» используется для широкого круга мероприятий, которые принимают различные формы. Адаптивность краудсорсинга позволяет ему быть эффективным, но затрудняет определить его классификацию, содержание и объекты. 

Краудсорсинговая платформа по противодействию коррупции создана в следующих странах:

  1. K Monitor – антикоррупционная платформа краудсорсинга в Венгрии;
  2. Shudhify – обобщенные коррупционные данные в Индии;
  3. I Paid a Bribe – отчет о борьбе с коррупцией в Индии;
  4. Skaidrumolinija – отчет по коррупционным преступлениям в Литве;
  5. Manoseimas – прозрачность финансирования избирательных кампаний в Литве;
  6. FixMyStreet – антикоррупционный краудсорсинг в Великобритании;
  7. SeeClickFix – общественный контроль  в США;
  8. Sema Usikike – отчет о борьбе с коррупцией в Кении;
  9. I Paid a Bribe Kenya – сообщения о коррупции в Кении;
  10. Mamdawrinch – отчет о борьбе с коррупцией в Морокко;
  11. I Paid a Bribe Pakistan – отчет о борьбе с коррупцией в Пакистане;
  12. Stop It. Period. – отчет о борьбе с коррупцией в Греции;
  13. EqualCitizens.US – официальный сайт общественного краудсорсинга;
  14. CCDI – приложение которое позволяет пользователям загружать видео-доказательства коррупционного проявления в Китае. Сайт CCDI стал одним из самых популярных веб-сайтов, так как его работа началась в сентябре 2015 года. В зависимости от потока информации, будут размещены новости коррумпированных чиновников.
  15. Draw a Red Line – отчет по борьбе с коррупцией в Македонии;
  16. Bribe Market – отчет по коррупции в Румынии;
  17. Check My School – прозрачность бюджета в образовании и вовлечение гражданского общества в Филиппинах.

В исследовании рассмотрим несколько антикоррупционных краудсорсинговых платформ, выявим цели и задачи, а также определим кто является субъектами антикоррупционного краудсорсинга.

Краудсорсинг – это получение необходимых услуг, идей или обмен опытом неопределенной группы  людей, в частности Интернет-сообществом в вопросах противодействия коррупции. Цель этого проекта заключается в объединении людей, которые могут поделиться опытом в противодействии с коррупцией. На примере Bribe Market – отчет по коррупции в Румынии происходит автоматическая загрузка среднего размера взятки и вычисляется из суммы отчетов с сайта Bribe Market. Можно выбрать район, город и область, которая вас интересует, для просмотра статистики по выбранным территориальным единицам. Если была провокация взятки или государственный служащий потребовал оплату за оказанную услугу, то размер вписывается в графу «размер вознаграждения». Наглядно можно сравнить рост размера взятки по годам, так за период с 1999 по 2015 год и начало 2016 года, уровень выглядит, как показано на графике (см. График №1.).

График №1

Задачами антикоррупционной площадки является исправить недостатки в борьбе с коррупцией в государственных учреждениях, а также получить информацию эффективной практики в противодействии с коррупцией, для формирования культуры честности и добросовестности в государственном секторе Румынии. На сайте, нужно выбрать сферу жизнедеятельности и категорию оценки по индикатору цвета, на сколько, та или иная услуга государственного служащего была оказана (см. Рисунок №1.)

Рисунок №1.

О коррупционных проявлениях, можно сообщить по электронной почте или написать на сайте антикоррупционного краудсорсинга, после того как пользователь войдет на сайт, все определяющие данные о его местонахождении будут удалены.

К примеру, цель площадки Citizen Feedback Model (Пакистан), заключается в обеспечении легитимности и подлинности данных сообщений коррупционного характера. Изображение коррупционного дерева определяет корни в виде испорченности, гниения, разложения, а  ветки дерева изображены в виде внутренних сфер направлений государства, которые подпитываются коррупцией (см. Рисунок №2.)

Рисунок №2.

Дизайн сайта антикоррупционного краудсорсинга является инновационным и достаточно удобным и практичным для пользователя. Пользователь сайта (антикоррупционный краудсорсер) выбирает сферу услуги и вписывает: отдел обслуживания, как скоро должна была быть оказана услуга и какова ее категория (написана жалоба, клиент признателен за обслуживание, нейтральное отношение, не возникло проблем, положительное отношение). Задача проекта – как можно больше собрать информации о распространенности коррупции.

Следующая площадка антикоррупционного краудсорсинга – это Check My School в  Филиппинах. Эта программа была разработана с учетом выполнения следующих задач:

1) Децентрализация в системе государственного образования – делегирование полномочий от государственного уровня к местному уровню, путем расширения прав школьным администраторам, а также привлечение школьников и вовлечения их в процесс принятия решения в вопросах школы в целом.

2) Поддержка прозрачности и подотчетности инициатив правительства – то есть институты гражданского общества и школьное объединение вправе самостоятельно проводить мониторинг программ оказания услуг правительства, выбор учебников и учебных программ.  

Учебные материалы доступны и открыты для всех желающих, кто желает, посмотреть как развивается технология антикоррупционного краудсорсинга в образовании, и как его применить в совершенствовании оказания услуг общественного образования.

Целью площадки антикоррупционного краудсорсинга Check My School, это  улучшения школьных ресурсов, проведение мониторинга, где книги и другие учебные материалы в государственных школах обновляются, образовательные услуги предоставляются без ограничений, и ученики находятся в безопасной и благоприятной среде для обучения. Это свидетельствует о том, что государственное образование является открытым и подотчетным для всего общества.

В Китае, 2015 году было запущено в действие CCDI приложение, позволяющее пользователям загружать видео-доказательства коррупционного проявления. В первый же день действия приложения, было представлено около 700 сообщений коррупционного характера.

Приложение позволяет общественности сообщать о любых коррупционных делах чиновников, которые злоупотребляют служебным положением, или полномочиями, происходит трата государственных денег, нарушаются  интересы личности. Новое приложение позволяет осведомителей загрузить 2 фотографии, написать сообщение в объеме 500 символов, загрузить видео файл не больше, чем 5 мегабайт в качестве доказательств. Кроме того, система делит коррупционные преступления на 11 категорий.

Все отчеты могут быть представлены анонимно для защиты идентичности осведомителей. Так называемая антикоррупционная площадка предназначена для построение удобной и простой в пользовании платформы, для получения моментальных сообщениях о проблемах возникающих в обществе, в том числе проявлениях коррупционных характера. Власти Китая ввели антикоррупционный краудсорсинг, в первую очередь  для очистки формализма, бюрократии, гедонизма и излишеств в работе чиновников. Эти нежелательные действия включают в себя: заказ в ресторане роскошных блюд; поездка на отдых за счет  бюджетных средств государства; нецелевое использование государственных средств; приобретение дополнительного офисного пространства; проведение пышных свадеб и затратных похорон; членство в коммерческих структурах на государственные средства; получение или предоставление денежных средств в качестве подарка.

Многие из китайских пользователей Интернета говорят, что сайт CCDI является весьма своевременным и авторитетным источником получения информации о коррупции.

Аналогичным способом снижения коррупции с помощью краудсорсинга занимается и США. Неэффективность государственного управления в борьбе и противодействии коррупции типичны и в развивающихся странах. Кроме того, предоставление открытого доступа гражданину в получении регулярной и прозрачной информации о конкретных проблемах, возникающих в государственных учреждениях, которые они могли бы использовать для получения незаконной выгоды в личных целях.

Субъектами антикоррупционного краудсорсинга могут быть все совершеннолетние физические лица (граждане Российской Федерации, апатриды, бипатриды, представители юридических лиц). Субъекты антикоррупционного краудсорсинга именуются антикоррупционные краудсорсеры. Столь широкий перечень участников правооношений, объясняется тем, что в обществе необходимо создать открытость, транспарентность культуры населения, государственных, муниципальных органов и частных структур. Участники должны быть максимально разнообразны по всем признакам, то есть вне зависимости от пола, расы, национальности, социального статуса, уровня образования и т.д.  

На заседании Совета по противодействию коррупции, В.В. Путин отметил, что «решительно же уменьшить уровень коррупции можно только при опоре на гражданское общество. Активисты, например, активисты Общероссийского  народного фронта это уже продемонстрировали -  контроль за взяточниками может быть гораздо более эффективным, если власть реагирует на практические результаты их работы» [8]. 

Коррупция – это проблема коллективного решения. Антикоррупционный краудсорсинг подчеркивает проблемы скоординированных усилий по борьбе с коррупцией. Интернет играет большую роль и является единственной глобальной связью по объединению общества в  борьбе с коррупцией. В 2014  году, в своем исследовании экономисты Jha Chandan Kumar и Sarangi Sudipta[9] указали, что средства массовой коммуникации, в частности интернет имеют свойство негативно воздействовать на проявление коррупции в стране. В частности, Интернет-пользователи, приводят к снижению уровня коррупции путем опубликования материалов коррупционного характера на публичных страницах, оставление комментарий, отзывов, ссылок и т.д. Преимущество такой практики, в форме электронного управления и онлайн-распространения информации подтверждает об эффективности сплочения гражданского общества в противодействии коррупции.

Для того чтобы коррупция стала неприемлемым в определенном государстве, должен быть культурный сдвиг в обществе. Сложнее всего противодействовать коррупции там, где она укоренились на всех уровнях власти, и является частью жизни людей.


Библиографический список
  1. Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации. Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – М., 2011. – 48 c.
  2. Кабанов П.А. Понятие и содержание антикоррупционного просвещения как средства профилактики коррупции // Юридические исследования. – 2015. – № 2. – С.12-27.
  3. Кабанов П.А. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции в Республике Татарстан: вопросы совершенствования качества правового регулирования // Право и политика. – 2013. – № 9. – С. 1130-1138.
  4. Буланова Л.Н. Антикоррупционное образование студентов средствами профессионально-ориентированного иностранного языка (на примере имитационного моделирования в рамках темы «Контракт») // Актуальные проблемы экономики и права. – 2014. – № 4 (32). – С. 20–25.
  5. Кабанов П.А. Антикоррупционное образование как правовая категория регионального антикоррупционного законодательства: опыт критического анализа // Полицейская деятельность. – 2014. – № 1. – С. 81-92.
  6. Бикеев И.И., Кабанов П.А. Антикоррупционное образование в современной России: состояние и перспективы развития // Вестник КРАГСиУ. – Сыктывкар, 2010. – № 13. – С. 38-49.
  7. Кабанов П.А.. Антикоррупционное консультирование как разновидность антикоррупционного просвещения: понятие  и содержание // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 6. – C. 634-642.
  8. Владимир Путин выступил на заседании Совета по противодействию коррупции // http://www.1tv.ru/news/social/300722.
  9. Jha, Chandan Kumar and Sarangi, Sudipta, Social Media, Internet and Corruption (March 2014). Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=2391904 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2391904.


Все статьи автора «Хайрутдинова Лилия Рафильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: