ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Жолобова Ирина Константиновна1, Харишко Наталья Викторовна2, Аветисян Зита Ервандовна3
1ФГБОУ ВО "Ростовский государственный медицинский университет" Минздрава России, ассистент кафедры истории и философии
2ФГБОУ ВО "Ростовский государственный медицинский университет" Минздрава России, ассистент кафедры гигиены
3ФГБОУ ВО "Ростовский государственный медицинский университет" Минздрава России, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены

Аннотация
Статья посвящена технологии внедрения и использования дополни-тельного образовательного процесса в целостной кластерной системе дову-зовского образования, сочетающей обучение и профессиональную ориентацию, учебно-научную деятельность и воспитание. Описываемая технология внедрения дополнительной образовательной программы позволяет сформировать мотивированного, качественно подготовленного, конкурентоспособного, профилированного «будущего студента».

Ключевые слова: воспитательная работа, дополнительная общеобразовательная программа, дополнительное образование, комплексный подход к обучению, профилизация и эффективность обучения., учебно-научно-исследовательская деятельность, целостная образовательная среда


ORGANIZATIONAL ASPECTS OF PEDAGOGICAL PROCESS AT A PRE-UNIVERSITY STAGE OF EDUCATION

Zholobova Irina Konstantinovna1, Harishko Natalya Viktorovna2, Avetisyan Zita Ervandovna3
1Rostov State Medical University, teaching assistant of the department of history and philosophy
2Rostov State Medical University, teaching assistant of the department of hygiene
3Rostov State Medical University, candidate of medical sciences, associate professor of the department of hygiene

Abstract
The article is devoted to technology of implementation and use of additional educational process in the complete cluster system of pre-university education combining training and professional orientation, educational and scientific activity and upbringing. The described technology of implementation of the additional educational program allows to form the motivated, qualitatively prepared, competitive, profiled "future student".

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жолобова И.К., Харишко Н.В., Аветисян З.Е. Организационные аспекты педагогического процесса на довузовском этапе образования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78538 (дата обращения: 29.03.2024).

В условиях глобализации все более актуальным становится вопрос о конкуренции государства, корпораций, общественных институтов за инструменты влияния на сознание и идентичность детей и молодежи.

Инновационные технологии в образовании требуют пересмотра тра­диционных представлений о соотношении когнитивных и ценностных аспектов процесса познания, включения наравне с учебной этической компоненты в деятельность специалиста и понимание им всей полноты ответственности за использование социумом результатов его работы [1; 2; 3; 4]. В этом аспекте вопросы развития дополнительного образования детей соотносятся с вопросами обеспечения национальных интересов Российской Федерации.

Одним из видов реализации дополнительного образования в Ростовском государственном медицинском университете (РостГМУ) является дополнительная общеобразовательная программа  «Подготовка к поступлению в вуз» (ДОП), которая в своей развивающей части полностью соответствует принципам государственной политики в сфере дополнительного образования.

Образовательная деятельность по ДОП направлена на: обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по изучаемым учебным дисциплинам (химия, биология, русский язык) в форме ЕГЭ, а также к вступительным испытаниям в вуз; формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравственном развитии; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья [5]; обеспечение духовно-нравственного воспитания [6; 7; 8].

Программа предусматривает выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, профессиональную ориентацию, формирование начальных элементов профессиональных компетенций с учетом специфики медицинской профессии; социализацию и адаптацию обучащихся к обучению в вузе и жизни в обществе [9].

Методологической основой ДОП является системно-деятельностный подход, обеспечивающий: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся [6; 9]. Программа направлена на углубленное  изучение профильных дисциплин, развитие способностей и склонностей обучающихся в сфере их образовательных интересов. Миссия программы – уверенность в будущем через качественное образование в настоящем.

На довузовской этапе Центром довузовского образования (Центр) выстроена кластерная система, интегрирующая основное общее образование, получаемое в школе, дополнительное, реализуемое по ДОП вуза и образовательный потенциал социума. Система ведет к созданию целостной образовательной среды, в которой развивается обучающийся.

Программа предусматривает учебно-научно-исследовательскую деятельность и реализацию научных проектов на научно-практических конференциях различного уровня.

ДОП потенциально обладает следующими преимуществами: свобода выбора учебных дисциплин и форм обучения; более широкие возможности для саморегулирования активности и самоорганизации, для проявления инициативы, индивидуальности и творчества; единство обучения, воспитания и развития; ранняя профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение; возможность приобретения социального опыта и адаптации; работа в «большой» аудитории, взаимодействие с высококвалифицированными вузовскими преподавателями, университетская система приобретения и закрепления знаний.

Дополнительное образование в вузе направлено на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования. В этом заключается важнейший образовательно-культурный смысл дополнительного образования в отличие от основного.

В программе большое внимание уделяется воспитательной работе, так как ценности гуманизма должны быть приоритетными в системе медицинского образования, поскольку от уровня гуманизации педпроцесса медицинского вуза и социализации обучающихся во многом будет зависеть уровень профессиональной подготовки врачей, удовлетворенность потребителей качеством медицинской помощи, продолжительность жизни пациентов, стабильность и безопасность гражданского общества [10; 11; 12].

Результаты освоения программы подтверждают её эффективность – около 80% обучающихся по ДОП на подготовительных курсах РостГМУ поступают в вуз. Мониторинг показал, что в последующем эти студенты отличаются хорошей академической успеваемостью и активно участвуют в общественной жизни вуза. Кроме того, выпускники Центра становясь студентами плодотворно занимаются научно-исследовательской деятельностью, участвуют в культурно-массовой жизни вуза, получают именные стипендии, входят в состав Совета обучающихся.

Таким образом, реализуемая на довузовском этапе ДОП, является целостной кластерной  системой, сочетающей обучение и профессиональную ориентацию, учебно-научную деятельность и воспитание, позволяет сформировать мотивированного, высококвалифицированного, конкурентоспособного, профилированного «будущего студента» [14;15].


Библиографический список
  1. Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. – № 7 (8). – С. 5.
  2. Жолобова И.К., Шаповал Г.Н. Актуальные проблемы социальной и профессиональной ответственности ученого // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – №1 (86). – С. 17-21.
  3. Камалова О.Н., Жолобова И.К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 1. – С. 38-48.
  4. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Инновационные подходы к довузовскому образованию // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 170-172.
  5. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Формирование мотивации к здоровому образу жизни в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ. Материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 88-90.
  6. Нажева М.И. Актуальные вопросы физического и патриотического воспитания студентов // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – №3 (59). – С. 667-672.
  7. Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Формирование духовно-нравственной позиции будущего врача // Успехи современного естествознания. – 2010. – №9. – С. 169-170.
  8. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Духовность – основа формирования профессиональных качеств врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59). – С. 729-731.
  9. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках довузовского образования // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5 (61). – С. 398-400.
  10. Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36-41.
  11. Крамская С.В. Актуальные вопросы гуманизации педпроцесса медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – №3. – С. 68-70.
  12. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 777-780.
  13. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Корреляция показателей психосоматического здоровья школьников и распределения учебной нагрузки // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – №3 (59). – С. 765-768.
  14. Егорова Н.А., Жижин К.С., Квасов А.Р., Степаненко А.Ф., Сидоренко Ю.А. Медико-биологические проблемы верфикации прогноза высокого уровня умственной работоспособности студентов // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 42.
  15. Мкртумян Р.Г., Ишихов Ю.А., Горбунова М.О., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Воспитательная работа на кафедре химии фармацевтического факультета // В сборнике: Химия: достижения и перспективы. Сборник научных статей по материалам I региональной студенческой научно-практической конференции Южного федерального округа. Под редакцией М.О. Горбуновой, Е.М. Баян. – 2016. – С. 239-240.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жолобова Ирина Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация