В условиях глобализации все более актуальным становится вопрос о конкуренции государства, корпораций, общественных институтов за инструменты влияния на сознание и идентичность детей и молодежи.
Инновационные технологии в образовании требуют пересмотра традиционных представлений о соотношении когнитивных и ценностных аспектов процесса познания, включения наравне с учебной этической компоненты в деятельность специалиста и понимание им всей полноты ответственности за использование социумом результатов его работы [1; 2; 3; 4]. В этом аспекте вопросы развития дополнительного образования детей соотносятся с вопросами обеспечения национальных интересов Российской Федерации.
Одним из видов реализации дополнительного образования в Ростовском государственном медицинском университете (РостГМУ) является дополнительная общеобразовательная программа «Подготовка к поступлению в вуз» (ДОП), которая в своей развивающей части полностью соответствует принципам государственной политики в сфере дополнительного образования.
Образовательная деятельность по ДОП направлена на: обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по изучаемым учебным дисциплинам (химия, биология, русский язык) в форме ЕГЭ, а также к вступительным испытаниям в вуз; формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравственном развитии; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья [5]; обеспечение духовно-нравственного воспитания [6; 7; 8].
Программа предусматривает выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, профессиональную ориентацию, формирование начальных элементов профессиональных компетенций с учетом специфики медицинской профессии; социализацию и адаптацию обучащихся к обучению в вузе и жизни в обществе [9].
Методологической основой ДОП является системно-деятельностный подход, обеспечивающий: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся [6; 9]. Программа направлена на углубленное изучение профильных дисциплин, развитие способностей и склонностей обучающихся в сфере их образовательных интересов. Миссия программы – уверенность в будущем через качественное образование в настоящем.
На довузовской этапе Центром довузовского образования (Центр) выстроена кластерная система, интегрирующая основное общее образование, получаемое в школе, дополнительное, реализуемое по ДОП вуза и образовательный потенциал социума. Система ведет к созданию целостной образовательной среды, в которой развивается обучающийся.
Программа предусматривает учебно-научно-исследовательскую деятельность и реализацию научных проектов на научно-практических конференциях различного уровня.
ДОП потенциально обладает следующими преимуществами: свобода выбора учебных дисциплин и форм обучения; более широкие возможности для саморегулирования активности и самоорганизации, для проявления инициативы, индивидуальности и творчества; единство обучения, воспитания и развития; ранняя профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение; возможность приобретения социального опыта и адаптации; работа в «большой» аудитории, взаимодействие с высококвалифицированными вузовскими преподавателями, университетская система приобретения и закрепления знаний.
Дополнительное образование в вузе направлено на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования. В этом заключается важнейший образовательно-культурный смысл дополнительного образования в отличие от основного.
В программе большое внимание уделяется воспитательной работе, так как ценности гуманизма должны быть приоритетными в системе медицинского образования, поскольку от уровня гуманизации педпроцесса медицинского вуза и социализации обучающихся во многом будет зависеть уровень профессиональной подготовки врачей, удовлетворенность потребителей качеством медицинской помощи, продолжительность жизни пациентов, стабильность и безопасность гражданского общества [10; 11; 12].
Результаты освоения программы подтверждают её эффективность – около 80% обучающихся по ДОП на подготовительных курсах РостГМУ поступают в вуз. Мониторинг показал, что в последующем эти студенты отличаются хорошей академической успеваемостью и активно участвуют в общественной жизни вуза. Кроме того, выпускники Центра становясь студентами плодотворно занимаются научно-исследовательской деятельностью, участвуют в культурно-массовой жизни вуза, получают именные стипендии, входят в состав Совета обучающихся.
Таким образом, реализуемая на довузовском этапе ДОП, является целостной кластерной системой, сочетающей обучение и профессиональную ориентацию, учебно-научную деятельность и воспитание, позволяет сформировать мотивированного, высококвалифицированного, конкурентоспособного, профилированного «будущего студента» [14;15].
Библиографический список
- Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. – № 7 (8). – С. 5.
- Жолобова И.К., Шаповал Г.Н. Актуальные проблемы социальной и профессиональной ответственности ученого // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – №1 (86). – С. 17-21.
- Камалова О.Н., Жолобова И.К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 1. – С. 38-48.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Инновационные подходы к довузовскому образованию // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 170-172.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Формирование мотивации к здоровому образу жизни в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ. Материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 88-90.
- Нажева М.И. Актуальные вопросы физического и патриотического воспитания студентов // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – №3 (59). – С. 667-672.
- Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Формирование духовно-нравственной позиции будущего врача // Успехи современного естествознания. – 2010. – №9. – С. 169-170.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Духовность – основа формирования профессиональных качеств врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59). – С. 729-731.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках довузовского образования // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5 (61). – С. 398-400.
- Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36-41.
- Крамская С.В. Актуальные вопросы гуманизации педпроцесса медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – №3. – С. 68-70.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 777-780.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Корреляция показателей психосоматического здоровья школьников и распределения учебной нагрузки // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – №3 (59). – С. 765-768.
- Егорова Н.А., Жижин К.С., Квасов А.Р., Степаненко А.Ф., Сидоренко Ю.А. Медико-биологические проблемы верфикации прогноза высокого уровня умственной работоспособности студентов // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 42.
- Мкртумян Р.Г., Ишихов Ю.А., Горбунова М.О., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Воспитательная работа на кафедре химии фармацевтического факультета // В сборнике: Химия: достижения и перспективы. Сборник научных статей по материалам I региональной студенческой научно-практической конференции Южного федерального округа. Под редакцией М.О. Горбуновой, Е.М. Баян. – 2016. – С. 239-240.