Эффективность обучения во многом определяется личным опытом, участием и высокой мотивацией обучающихся к процессу приобретения, обновления знаний, стремлением к их анализу, обсуждению, обобщению новых знаний; желанием применить теорию на практике [1, 2, 3]. Данные факторы обеспечивают результативность обучения и повышение качества образования при условии использования современных обучающих технологий [4, 5, 6, 7]. Одним из способов результативного обучения является Стратегический опрос, разработанный Фрэном Пэвей (Fran Peavey), специалистом-социологом из Северной Америки [8, 9].
Стратегический Опрос – это форма размышления о происходящем, один из способов обучения через постановку и решение проблем. Особенностью решения проблемы посредством стратегического опроса является определенная система вопросов, сгруппированная в шесть блоков: наблюдение, чувства, размышление, необходимые перемены, личная оценка, ваши действия. Данные группы вопросов охватывают различные этапы решения проблемы; подбираются и дополняются в соответствии с общим уровнем подготовленности обучающихся; реальных условий и предполагают алгоритм: от осознания проблемы – до предпринимаемых действий по ее решению. Такая работа обеспечивает формирование активной жизненной позиции обучающихся, эффективность размышления, анализа, принятия решения и действия.
Стратегический опрос проявляется в умении задавать такие вопросы, которые имеют значение и создают движение, поскольку направлены, прежде всего, на динамику развития и вариативные возможности разрешения ситуации, что обуславливает его применение для поиска творческих решений: Что нужно изменить? В чем смысл этой ситуации в вашей жизни? Какие аспекты вас заинтересовали больше всего? Поэтому вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет», в стратегическом опросе не используются, так как оставляют обучающихся в нетворческом и пассивном состоянии. Также в стратегическом опросе не используется вопрос «Почему», так как подобные вопросы направлены на защиту или рационализацию существующего решения, что может создать сопротивление переменам.
Структурно, стратегический опрос включает два уровня.
Вопросы, связанные с наблюдением, размышлением, чувствами, относятся к первому уровню процесса стратегического опроса и в целом описывают ситуацию или проблему с помощью поиска различной информации и личностным отношением обучающихся.
Второй уровень включает стратегические вопросы, увеличивающие движение, направленные на создание новой информации, ее анализ и синтез и предполагающие ответы от того, что известно, к области неизвестного, того, что могло бы быть. Это вопросы, направленные на поиск необходимых перемен, более идеальной ситуации и разработку стратегии изменения с учетом всех возможных альтернатив. На основании глубокого анализа различных путей и способов, приводящих к необходимым изменениям, организуется исследование их последствий и потенциальных препятствий. Обосновывается влияние предполагаемых решений на другие альтернативы, поиск иных способов достижения эффекта от каждого варианта. Особое внимание уделяется осознанию обучающимися своих чувств и самоанализу.
Организация стратегического опроса с обучающимися предполагает работу в парах или небольших подгруппах. Принципиальным является поиск решений с позиции «скипера» и «слушателя». Предварительно выбирается реальная проблема, например, «У меня вызывает беспокойство будущее наших выпускников, поскольку они не могут найти работу». Затем, обучающимся предлагается ответить на вопросы (рисунок ).
Рисунок – Содержание вопросов для решения проблемы
Стратегический опрос даёт возможность обучающимся самим обдумать, проанализировать ситуацию и сделать наиболее подходящие для себя и своего окружения выводы; способствует развитию уверенности и содействует проявлению положительных эмоций от предстоящих перемен, приводит к появлению и внедрению новых идей и стратегий развития. Применение данного метода в образовательном процессе повышает качество усвоения учебного материала, поскольку обучающиеся постоянно вовлекаются в активное рассуждение, приучаются критически исследовать новое знание, творчески его преобразовывать. Данные обстоятельства позволяют рассматривать метод стратегического опроса как способ непрерывного профессионально-личностного развития обучающихся [10-14].
Библиографический список
- Бичева И.Б., Сулимова И.Д., Терехина А.Е. Успешный педагог-профессионал: возможности и перспективы развития // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 (61). С. 102-105.
- Бичева И.Б. Развитие творческого мышления обучающихся как условие непрерывного познания и профессионального развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 (62). С. 675-679.
- Бичева И.Б., Царева И.А. Развитие критичности как важного качества построения профессиональной карьеры специалиста. Научные исследования и разработки 2016. IX Международная научно-практическая конференция. М.: Издательство «Олимп», 2016. С. 142-146.
- Бичева И.Б. Использование «Древа понятия» как средства познания и самостоятельного поиска знаний студентами // «Экономика и социум». 2014. №4-6(13). С. 141-148.
- Бичева И.Б., Булгачева А.В., Помазов А.Е. Технология развития критического мышления обучающихся в вузе. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 137-139.
- Бичева И.Б., Булгачева А.В., Трутанова А.В. Формальный метод выдвижения идеи как метод развития творческого мышления обучающихся в вузе. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 139-141.
- Царева О.С., Бичева И.Б. Проблемная лекция как условие повышения качества образовательного процесса в вузе. В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации: сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 176-179.
- Peavey F. (1994) By Life’s Grace: Musings on the Essence of Social Change, New Society Publishers, Philadelphia, pp. 86-111.
- Adapted from Peavey F. (1994) By Life’s Grace: Musings on the Essence of Social Change, New Society Publishers, Philadelphia, pp. 86-111.
- Бичева И.Б., Гриневич Л.А., Царева О.С. Непрерывность – важнейший принцип современного профессионального образования. В сборнике: Современная наука: исследования, технологии, проекты. Сборник V международной научно-практической конференции. Научный центр «Олимп». 2015. С. 76-79.
- Бичева И.Б., Медведева Т.Ю., Поваров Н.А. Теоретико-методические основы профессионального развития педагогов дополнительного образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-3. С. 473-477.
- Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф. Инновационная подготовка будущего педагога профессионального обучения // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 246-250.
- Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Юдакова О.В., Царева И.А. Профессиональное развитие личности педагога в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-4. С. 16-22.
- Царева О.С., Кулешова С.С., Бичева И.Б. Управление развитием профессиональной компетентности педагогов образовательной организации. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 162-164.