СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОПРОС КАК ТВОРЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Бичева Ирина Борисовна1, Царева Инесса Алексеевна2
1Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования
2Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, магистрант

Аннотация
В статье рассматриваются особенности применения инновационного способа проблемного обучения, известного как Стратегический опрос. Выделена его структура и организационные возможности использования в профессиональной подготовке обучающихся вуза. Сделан вывод, что данный метод может быть успешно использован в целях непрерывного профессионально-личностного развития обучающихся.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, непрерывность, проблема, проблемное обучение, стратегический опрос


STRATEGIC POLL AS CREATIVE WAY OF A SOLUTION

Bicheva Irina Borisovna1, Careva Inessa Alekseevna2
1Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), сandidate of pedagogical sciences, associate professor of psychology and pedagogics of preschool and primary education
2Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), magistrant

Abstract
In article features of application of an innovative way of the problem training known as Strategic poll are considered. Its structure and organizational opportunities of use in vocational training of students of higher education institution is allocated. The conclusion is drawn that this method can be successfully used for continuous professional and personal development of students.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бичева И.Б., Царева И.А. Стратегический опрос как творческий способ решения проблемы // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78206 (дата обращения: 18.04.2024).

Эффективность обучения во многом определяется личным опытом, участием и высокой мотивацией обучающихся к процессу приобретения, обновления знаний, стремлением к их анализу, обсуждению, обобщению новых знаний; желанием применить теорию на практике [1, 2, 3]. Данные факторы обеспечивают результативность обучения и повышение качества образования при условии использования современных обучающих технологий [4, 5, 6, 7]. Одним из способов результативного обучения является Стратегический опрос, разработанный Фрэном Пэвей (Fran Peavey), специалистом-социологом из Северной Америки [8, 9].

Стратегический Опрос – это форма размышления о происходящем, один из способов обучения через постановку и решение проблем. Особенностью решения проблемы посредством стратегического опроса является определенная система вопросов,  сгруппированная в шесть блоков: наблюдение, чувства, размышление, необходимые перемены, личная оценка, ваши действия. Данные группы вопросов охватывают различные этапы решения проблемы; подбираются и дополняются в соответствии с общим уровнем подготовленности обучающихся; реальных условий и предполагают алгоритм: от осознания проблемы – до предпринимаемых действий по ее решению. Такая работа обеспечивает формирование активной жизненной позиции обучающихся, эффективность размышления, анализа, принятия решения и действия.

Стратегический опрос проявляется в умении задавать такие вопросы, которые имеют значение и создают движение, поскольку направлены, прежде всего, на динамику развития и вариативные возможности разрешения ситуации, что обуславливает его применение для поиска творческих решений: Что нужно изменить? В чем смысл этой ситуации в вашей жизни? Какие аспекты вас заинтересовали больше всего? Поэтому вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет», в стратегическом опросе не используются, так как оставляют обучающихся в нетворческом и пассивном состоянии. Также в стратегическом опросе не используется вопрос «Почему», так как подобные вопросы направлены на защиту или рационализацию существующего решения, что может создать сопротивление переменам.

Структурно, стратегический опрос включает два уровня.

Вопросы, связанные с наблюдением, размышлением, чувствами, относятся к первому уровню процесса стратегического опроса и в целом описывают ситуацию или проблему с помощью поиска различной информации и личностным отношением обучающихся.

Второй уровень включает стратегические вопросы, увеличивающие движение, направленные на создание новой информации, ее анализ и синтез и предполагающие ответы от того, что известно, к области неизвестного, того, что могло бы быть. Это вопросы, направленные на поиск необходимых перемен, более идеальной ситуации и разработку стратегии изменения с учетом всех возможных альтернатив. На основании глубокого анализа различных путей и способов, приводящих к необходимым изменениям, организуется исследование их последствий и потенциальных препятствий. Обосновывается влияние предполагаемых решений на другие альтернативы, поиск иных способов достижения эффекта от каждого варианта. Особое внимание уделяется осознанию обучающимися своих чувств и самоанализу.

Организация стратегического опроса с обучающимися предполагает работу в парах или небольших подгруппах. Принципиальным является поиск решений с позиции «скипера» и «слушателя». Предварительно выбирается реальная проблема, например, «У меня вызывает беспокойство будущее наших выпускников, поскольку они не могут найти работу». Затем, обучающимся предлагается ответить на вопросы (рисунок ).

Содержание вопросов для решения проблемы

Рисунок – Содержание вопросов для решения проблемы

Стратегический опрос даёт возможность обучающимся самим обдумать, проанализировать ситуацию и сделать наиболее подходящие для себя и своего окружения выводы; способствует развитию уверенности и содействует проявлению положительных эмоций от предстоящих перемен, приводит к появлению и внедрению новых идей и стратегий развития. Применение данного метода в образовательном процессе повышает качество усвоения учебного материала, поскольку обучающиеся постоянно вовлекаются в активное рассуждение, приучаются критически исследовать новое знание, творчески его преобразовывать. Данные обстоятельства позволяют рассматривать метод стратегического опроса как способ непрерывного профессионально-личностного развития обучающихся  [10-14].


Библиографический список
  1. Бичева И.Б., Сулимова И.Д., Терехина А.Е. Успешный педагог-профессионал: возможности и перспективы развития  // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 (61). С. 102-105.
  2. Бичева И.Б. Развитие творческого мышления обучающихся как условие непрерывного познания и профессионального развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 (62). С. 675-679.
  3. Бичева И.Б., Царева И.А. Развитие критичности как важного качества построения профессиональной карьеры специалиста. Научные исследования и разработки 2016. IX Международная научно-практическая конференция. М.: Издательство «Олимп», 2016. С. 142-146.
  4. Бичева И.Б. Использование «Древа понятия» как средства познания и самостоятельного поиска знаний студентами // «Экономика и социум». 2014. №4-6(13). С. 141-148.
  5. Бичева И.Б., Булгачева А.В., Помазов А.Е. Технология развития критического мышления обучающихся в вузе. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 137-139.
  6. Бичева И.Б., Булгачева А.В., Трутанова А.В. Формальный метод выдвижения идеи как метод развития творческого мышления обучающихся в вузе. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 139-141.
  7. Царева О.С., Бичева И.Б. Проблемная лекция как условие повышения качества образовательного процесса в вузе. В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации: сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 176-179.
  8. Peavey F. (1994) By Life’s Grace: Musings on the Essence of Social Change, New Society Publishers, Philadelphia, pp. 86-111.
  9. Adapted from Peavey F. (1994) By Life’s Grace: Musings on the Essence of Social Change, New Society Publishers, Philadelphia, pp. 86-111.
  10. Бичева И.Б., Гриневич Л.А., Царева О.С. Непрерывность – важнейший принцип современного профессионального образования. В сборнике: Современная наука: исследования, технологии, проекты. Сборник V международной научно-практической конференции. Научный центр «Олимп». 2015. С. 76-79.
  11. Бичева И.Б., Медведева Т.Ю., Поваров Н.А. Теоретико-методические основы профессионального развития педагогов дополнительного образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-3. С. 473-477.
  12. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф. Инновационная подготовка будущего педагога профессионального обучения // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 246-250.
  13. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Юдакова О.В., Царева И.А. Профессиональное развитие личности педагога в современных условиях //  Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-4. С. 16-22.
  14. Царева О.С., Кулешова С.С., Бичева И.Б. Управление развитием профессиональной компетентности педагогов образовательной организации. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 162-164.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бичева Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация